X

Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского

15:42 17.09
В Феодосии на улице Верхней находится дом Ровицких (фото 2) - родственников жены выдающегося художника-мариниста Ивана Айвазовского.
Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского

Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского

Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского  Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского  Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского  Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского  Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского  Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского  Улица Верхняя: Дом родственников жены Айвазовского

По словам Виктора Ровицкого, мать которого приходилась племянницей Анне Никитичне Айвазовской, улица Верхняя (фото 3) носила разные названия: Гимназическая, Андре Марти (в честь французского коммунистического деятеля), Высокая (во время немецкой оккупации).

- Сейчас я живу в Москве, а на лето приезжаю в отчий дом на улицу Верхняя,6. Половина дома принадлежит моей младшей сестре Елене Шмаковой (Ровицкой). Здесь я жил практически с 1932 года прошлого века. В этом доме жили мои бабушка - заслуженная учительница УССР Елена Ровицкая (Тауберг) и дедушка - потомственный дворянин, капельмейстер татарского духового оркестра, преподаватель музыки Владислав Ровицкий. В здании нынешней финансовой академии раньше находилась мужская гимназия. На улице Гимназическая до революции селились студенты, а оплата шла от дирекции. Улица стала называться Верхней в начале 1958 года, - поведал Виктор Александрович Ровицкий (фото 4).

В.Ровицкий также сообщил, что его бабушка была попечителем церковно-приходской школы (фото 5) храма Всех Святых.

- Во время приезда в Казанский собор императора Николая II доверили играть оркестру моего дедушки. Моя мать - это родная племянница Анны Айвазовской. Одно время мы жили в здании картинной галереи. Это был примерно 1938 год. Моя бабушка Елена Ровицкая была известной учительницей и на нее одна из коллег написала кляузу, якобы она мыслит антисоветски. После этого бабушку арестовали и увезли в Симферополь. Анна Никитична прислала за нами с матерью служащего галереи Дарменко с "линейкой". Он забрал нас с вещами. Через девять месяцев бабушку выпустили и мы вернулись на улицу Андре Марти, - вспоминает В.Ровицкий.

О том, как в Феодосии едва не появились троллейбусы...

Виктор Александрович поделился интересной историей о том, как в Феодосии хотели провести троллейбусную линию. По словам В.Ровицкого, он работал в научно-производственном объединении и приехал в Феодосию, чтобы передать первому секретарю феодосийского горкома партии Евгению Костюку письмо с ходатайством выделить в городе землю под строительство санатория.

- Я привез письмо от своей московской богатейшей фирмы, что мы хотим в Феодосии купить большой участок, чтобы построить санаторий для наших людей. В один день от Костюка пришла машина, меня забрали и привезли в горком партии. После этого меня повезли показывать участки, которые город был готов выделить под строительство. Мне предложили школу им.В.Коробкова, музыкальную школу, место на Золотом пляже и фабрику игрушек. Я остановился на последнем варианте. За выделение земли мы обещали Феодосии построить троллейбусную линию (фото 6). Согласно проекту, она должна была идти из центра от улицы Чехова, где сейчас находится здание «Крымтелекома», и до Золотого пляжа, - рассказал В.Ровицкий.

Родственник жены Айвазовского сообщил, что на тот момент были куплены и привезены столбы, провода, вагоны и другие необходимые материалы. Однако проект по нелепой причине так и не воплотили в жизнь.

- Мой гендиректор прислал в Феодосию своего заместителя. Как раз в это время на улице стояла паршивая погода и все время лил дождь. Этот человек приехал и доложил генеральному директору, что в Феодосии постоянные дожди, холод и делать здесь нечего. Выслушав отчет своего зама, наш генеральный отказался от дальнейшего финансирования проекта и перенес его на Кавказ. В итоге санаторий не построили, а феодосийцы лишились возможности ездить на троллейбусах, - отметил Виктор Александрович.

И снова о доме, где жили родственники Гоголя (фото 7, 8)…

Сосед семьи Головня, которая проживала на ул. Верхней в доме №2, опровергает историю, описанную в книге «Минувшее проходит предо мною» Татьяны Яковлевой. Старожил улицы Леонид Измалков уверен, что жену внучатого племянника писателя Гоголя Нину Александровну после смерти Сергея Головня в 1945 году никто не выселял в коридор. По его мнению, ей предоставили целую комнату.

- Я живу в доме №4. Помню, что сначала хозяйкой соседнего дома №2 была Дорошкевич. В нем было четыре квартиры: в одной жили немцы, внизу жила сама Дорошкевич, на втором крыле жили болгары, а под ними - семья Головня. Когда жена Сергея Головня осталась одна, она подружилась с Людмилой Павловской, которую мы называли Милочкой. Эта Милочка не досматривала Нину Александровну. После войны бабушка Дорошкевич продала дом №2 заводу, который находится в Двуякорной бухте (Орджоникидзе). Начальник завода, о котором написала в книге Татьяна Яковлева, никого не выселял в коридор. Это неправда. Он поселил женщину в комнате. Нину Александровну с Милочкой свела любовь к кошкам. У них было 20-30 кошек, - поделился своими воспоминаниями старожил. 

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (0):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.