X

Феодосия. Накануне Революции.

12:12 13.02
20 февраля (5 марта) 1917г. в понедельник, в здании Городского театра (находился на перекрестке ул. Горького и Чапаева) состоялось последнее, перед Февральской революцией заседание Феодосийской городской думы (цензовой). Сведения о нем, довольно подробные, сохранились в фондах Картинной Галереи им. И.К. Айвазовского среди документов В.Д. Геймана (Д.-2184), собравшего ряд газетных (некоторые из них были написаны им самим) и документальных заметок об этом событии.
Феодосия. Накануне Революции.

Здание Городской думы, Дворянского собрания и театра, 1916 год.

«В повестку заседания внесены вопросы: о праздновании 100-летней годовщины со дня рождения И.К. Айвазовского (17 июля 1817 г.); о наименовании дачных улиц; об утверждении инструкции городской управы; об отчужденении небольшого участка под каменоломни крымской партии водных изысканий, начавшей уже работы по сооружению водопроводной линии Кринички—Асан-бай— Аджиголь—Камыши—Парпачи; об открытии в городском банке соло-вексельного кредита на сумму до 100 тыс. рублей др. Наибольший интерес вызывают в этом перечне вопросы об И. Айвазовском, об инструкции и наименовании улиц. Последний вопрос принял интересное направление, в’ виду принятого курортной комиссией определённого постановления. Данное, ей поручение — наметить названия для новых улиц курортная комиссия не смогла выполнить полностью, т.к. необходимо еще вставить полный перечень наименований улиц, для которых необходимо установить названия».

Также на повестке стояли вопросы: о наименовании Лазаревского сквера (у ж.-д. вокзала) именем И.К. Айвазовского, установки на исторических зданиях города памятных досок и многие другие. Кстати болезнь бездумных переименований прогрессировала и в те времена. Сквер этот был высажен поручиком Иваном Лазаревым в 20-х гг. XIX в., когда И.К. Айвазовский еще пешком под стол ходил.

Но вести от уже вспыхнувшей стачками и забастовками Северной столицы  вызывали подавленное настроение среди жителей такой, казалось бы далёкой от Санкт-Петербурга Феодосии. Оставались считанные часы, до всеобщей стачки, затем и вооруженных столкновений.

Но на самом деле большинство «власть имущих» города было в курсе происходящего. Депутат 4-й Государственной думы С.С. Крым, его брат Ш.С. Крым – председатель Феодосийской земской управы и Хаджи И.С. – гласный Феодосийской городской думы, были не только в курсе заговора против Государя, но непосредственными его участниками. Все трое – члены партии «Народной свободы» - конституционные демократы. Именно поэтому происходили события, непонятные тогда В.Д. Гейману: гласные Феодосийской городской думы, в большинстве своём игнорировали это заседание – якобы находились в отъезде или болели. Не смотря на это, Городской голова Д.В. Петров всё-таки решил его провести, т.к. 26 депутатов из 44 могло прийти. Но к началу заседания большинство из них не явилось. Не пришел настоятель храма Всех Святых о. Богаевский, промышленник и торговец И. Стратиев, торговец М. Синайский, а так же В. Альянаки, Ф. Куликов, С. Алмалиев. После долгих вызовов, было набрано необходимое число в 21 гласного, причем пришел даже врач А. Бобров, прекратив приём больных.

Но когда заседание уже должно было начаться гласный С. Григорьев и Г. Кейль, городской архитектор, встали со своих мест и ушли. Все попытки их остановить не к чему не привели. С. Григорьев, сообщил, что ему вообще поднятые вопросы не интересны, а Кейль отмолчался. К последнему, был ряд неудобных вопросов. В частности, он давно получил гонорар, но несколько лет тянул с проектом лестницы к Музею древностей на горе Митридат.

Оставшиеся депутаты, решили остаться и решить хотя бы часть вопросов. Был выслушан председатель комиссии по организации празднования 100-летия со дня рождения И.К. Айвазовского, предводитель дворянства Феодосийского уезда и камергер двора Его Величества В.А. Княжевич, предложивший вместо широкого празднования провести просто панихиду и закладку памятника Ивану Константинович – в связи с военными действиями.

Во время заседания был поднят вопрос о переименовании, ряда улиц на территории бывшей дачи Рукавишникова, которые он называл в честь своих детей: Константиновской и Ольгинской. Решено присвоить им имена А.С. Пушкина  и Л.Н. Толстого соответственно. Так же выдвинуто предложение назвать одну из улиц города в честь бывшего Феодосийского городского головы Николая Александровича Султан-Крым-Гирея, внесшего огромный вклад в развитие города в 70-х гг. XIX века. 

Остальные вопросы решено было перенести на 20 марта (старого стиля), когда должно собраться необходимое число депутатов для голосования. 

Заседание 20 марта (2 апреля), не смотря на революцию, всё-таки состоялось. Но, все поставленные перед думой вопросы, в том числе и новые, как то увеличение на 100% оклада служащим Городской управы были отложены до лучших времен. Вместо 100% увеличения зарплаты, было единовременно выдано вознаграждение в виде месячного оклада.

В июле 1917г. Городская дума г. Феодосии была переизбрана и 21 июля 1917г. состоялось её первое заседание. Выборы прошли по новому «демократическому» закону о выборах Временного правительства. Обязанности Городского Головы принял член Крымского союза РСДРП Виктор Иванович Бианки (1869-1962 гг.). Но это уже другая история…

Оставались считанные часы, до того момента, когда обе столицы империи взорвутся ненавистью и прольётся первая кровь…

Андрей Бобков, специально для газеты «Кафа»

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (4):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.