X

Алла Морозова: Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили (фоторепортаж)

15:42 08.10
23 сентября отметила свой столетний юбилей научная станция Карадагского природого заповедника.
Алла Морозова:  Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили

Фото Александра Скляра

Алла Морозова:  Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили

А.Ф Слудский - первый директор КБС

Алла Морозова:  Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили

Вяземский Т.И. - основатель Карадагской научной станции

Алла Морозова:  Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили

Гора Карадаг

Алла Морозова:  Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили

Вяземский Т.И.

Алла Морозова:  Четыре завета доктора Вяземского мы исполнили

Карадагская научная станция 1914 г.

О истории ее векового становления  «Кафе» удалось пообщаться с доктором биологических наук Аллой Морозовой, директором Карадагского природного заповедника.

- Алла Леонтьевна, расскажите о становлении научной станции, с чего все начиналось?

- Все начиналось в 1901 году, когда Терентий Иванович Вяземский приобрел участок земли, который находился в имении Н.С.Вишневской в урочище Карадаг под строительство научной станций. Мы создавались Т.Вяземским, как научное учреждение,  он писал, что «научная станция на Карадаге необходима для содействия научным знаниям по всем отраслям естествознания и примыкающим к нему наукам». Он смотрел на Карадаг, где ученые будут проводить исследования в науках самого разного уровня, это и ботаника, и зоология, и геология… Сложно назвать область естествознания, которая бы не изучалась у нас на биостанции. Поэтому станция так и строилась как комплексный центр исследований. Удивительно и уникально в наше время, что ученый построил дачу за свои средства, а здания и библиотеку при жизни подарил науке. Представьте нынешнего академика, который построит дачу и передаст науке?

- Что представляла собой станция ровно сто лет тому назад, в далеком, 1914 году?

- После окончания строительства в 1914 году Т.И.Вяземский передал станцию научному Обществу имени Х.С.Леденцова при Московском университете. При этом Вяземский был уже тяжело болен, и 23 сентября 1914 года он умер, оставив новорожденной биостанции свое имя. Заведующим становится А.Слудский. В 1914 году здесь не было ни водопровода, ни электричества, ни отопления, ни даже дороги, поэтому люди, которые рискнули здесь жить и работать, - пребывали во всевозможных стеснениях. Было сложно, но тем не менее люди соглашались приезжать сюда для работы. Станция с первых дней существования была на грани выживания: зародыш был создан и еще не знали, выживет он или разобьется…  Первые этапы работы станции были очень критические. То, что в эти сложные времена станция выжила, - это была наша первая победа. В 20-е годы были проведены морские и научные исследования фауны и флоры, изучение геологических особенностей Карадага, сделана геологическая съемка местности, различные палеонтологические исследования.

- Какой была станция в предвоенный период, до начала Великой Отечественной войны?

- Тридцатые годы по-прежнему ознаменовывались рядом проблем: воду возили бочками, освещение было от двигателя, трудность с кадрами, их текучесть, обстановка была словно на подводной лодке, этому способствовал замкнутый коллектив и семейственность.  Все это порождало различного рода конфликты. К 1937 году на станции возник критический момент, когда встал вопрос о ее дальнейшей судьбе, будет ли она существовать дальше. К.Виноградов, который являлся в тот период директором станции, - отправился в Киев, в Президиум Академии наук УССР, где выступил с докладом. Президентом АН являлся академик А. Богомолец, а в составе Президиума такие известные ученые, как А.Палладин, Е.Патон.  Они внимательно выслушали Ученые внимательно выслушали Константина Александровича, его речь о том, что собой представляла станция, какие представляет широкие возможности, и о сложившейся критической ситуации. К.Виноградов был понят этими людьми, и они приняли решение спасать станцию, видя в ней перспективу, что если поддержать и помочь – из станции будет хорошее научное учреждение. Постановлением Президиума АН СССР наша станция была введена в состав академии наук УССР,  - таким образом,  мы становимся академическим научным заведением. Это была наша вторая победа. В 1940 году завершается строительство морского водопровода, в последние мирные годы проводились исследования ихтиофауны и фауны полихет. Было создано три отдела: географо-геологический, ботанический и гидробиологический.

-  А как же сложилась судьба станции в годы войны?

- Осенью 1941 года правительство СССР эвакуирует станцию в Уфу вместе с сотрудниками и оборудованием, и таким образом спасают учреждение. Знаменитая библиотека Вяземского, к сожалению, была оставлена здесь. К счастью, немцы не все разрушили, здания 1914 года постройки были сохранены. После освобождения Крыма, в августе 1944 года станции помогли вернуться в родные стены из эвакуации, и таким образом  еще до окончания Великой Отечественной войны станция возобновила работу. Президиум выделил определенную сумму денег, чтобы восстановить то, что осталось для того, чтобы станция продолжала жить.  В послевоенные годы образована гидрохимическая лаборатория, проводятся исследования гидрохимии, фито-, зоопланктона, ихтиофауны, жизненных циклов и поведения рыб. Закончено строительство экспериментального бассейна, а в 1961 году начала работу лаборатория биохимии.

- Алла Леонтьевна, вы пришли на станцию 52 года назад, в 1962 году. Какие события произошли на станции в этот период?

- Да, я работаю на станции с 1962 года – с этого года я могу говорить, как непосредственный свидетель всех событий. Наша станция в этом году вошла в состав Института биологии южных морей им. А.О.Ковалевского – это крупнейший в мире морской биологический институт, центр которого находится в Севастополе. Мы стали функционировать, как филиал института.  В этот период на Карадаге было очень много значимых событий.  Были начаты исследования эхолокационного аппарата и поведения морских млекопитающих, создана лаборатория морских млекопитающих. В 1970-е годы по постановлению правительства Советского Союза было осуществлено проектирование и строительство первого в СССР экспериментального гидробионического комплекса для работы с морскими млекопитающими. При его  строительстве правительство обратило внимание на то, что СССР отстает от мировой науки в области изучения морских млекопитающих, и что наука давным-давно изучает дельфинов с пользой для практического применения.  Для того чтобы работать с дельфинами, нужно их содержать, поэтому были выделены деньги и построены два дельфинария в Крыму, первый – у нас, а второй в Севастополе. Мы выпустили первых дельфинов в неволю, в специальные бассейны. Собрался очень  хороший коллектив сотрудников – физики, специалисты по биологии, и другие –  были проведены очень неплохие работы.  Таким образом, у  нас на базе станции был построен первый дельфинарий. Были проведены все коммуникации: теперь у нас есть водопровод, водоотведение, построена котельная, благодаря которой мы обеспечили лабораторные корпуса теплом. Также провели отопление в наш скромный жилой фонд, люди теперь не топят печки. Мы построили в Щебетовке 50-квартирный жилой дом для наших сотрудников, чтобы дать людям возможность нормальных условий труда. Все это дало возможность в этот период значительно увеличить штат, и, прежде всего, штат научных сотрудников.  А это позволило расширить тематику исследований, привлечь молодежь.

- А когда был создан Карадагский природный заповедник?

-  Статус природоохранной территории в ранге государственного, а позднее природного заповедника НАНУ был закреплен в 1979 году Постановлением Совета министров Украины.  С 1984 года регулярно издается Летопись природы.

- Расскажите о четырех заветах Терентия Вяземского, о которых упоминалось в начале разговора?

- Терентий Иванович, умирая, оставил биостанции четыре завета, которые никогда здесь не забывали и стремились воплотить в жизнь. Сохранение библиотеки – это первый завет. Ведь Вяземский целенаправленно собирал по всей Европе и завозил сюда редкие книги на всех языках, составившие уникальную библиотеку.  Еще один завет Вяземского – непременно продолжать и развивать здесь научные исследования. Наука всегда была и есть основой жизни биостанции.  Третьим заветом Вяземского было сохранить природу Карадага. Мы смогли организовать здесь заповедник, хотя с административной стороны это было не так просто. Хотелось бы создать здесь лучшие бытовые условия и для молодежи – ведь четвертым заветом Вяземского было, чтобы на биостанции обязательно звучали молодые голоса. Мы дружим с разными университетами, они присылают нам на практику группы студентов, а аспиранты готовят здесь свои работы. Мы надеемся, что все-таки найдется способ правильно распорядиться тем, что было создано здесь с такой любовью и сохранялось, несмотря ни на какие испытания.  За свою вековую историю Карадагская станция сохранила свое предназначение – служить развитию естественных наук, обеспечивать возможность выполнения научных исследований сотрудникам других научных учреждений, студентам. Станция была и остается уникальным научным полигоном, базой для проведения исследований по широкому спектру естественных наук, учебной базой многих ВУЗов Украины и России. Мы гордимся тем, что своим трудом вносим посильный вклад в сохранение и дальнейшее развитие заповедного научного Карадага, перспективы дальнейшего развития которого у нас не вызывают сомнений. 

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (1):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.