Просто нашу жизнь сопровождает огромное количество бытовых предметов, разных мелочей и испытываемых эмоций, а смерть и все, что с ней связано, гораздо лаконичнее: и по временному промежутку, и по эмоциям. Гроб, крест, венок на могиле и – горе. У одних огромное, у других меньше. Но есть в череде печальных состояний одно, которое испытывал каждый, кто хоть раз провожал в последний путь близкого человека. Это состояние – растерянность. Горе наваливается, в буквальном смысле придавливает, и человек просто не может собрать себя в кучу и начать думать о чем-либо, кроме главного: а как же теперь жить?
А прежде, чем жить дальше и думать о том, как и с кем теперь это делать, надо собрать волю в кулак, стиснуть зубы и перетерпеть страшные три дня, которые называются ПОХОРОНЫ. В эти три дня относительно легче тем, с кем рядом есть опытные люди, которые могут взвалить на себя все текущие организационные заботы. Их не так и много, как кажется раздавленной бедой семье. Взять справку о смерти, заказать гроб крест и венки, отвезти одежду в морг, выбрать место для захоронения, накрыть поминальный обед. Но в обычных, не экстремальных, обстоятельствах сходить в контору за справкой человек может собираться месяц. А тут три дня – на все. Теряются даже самые энергичные, «продвинутые» и здравомыслящие.
… Я успела всего лишь позвонить в «скорую», чтобы медики приехали и засвидетельствовали смерть родственницы. Вы не поверите, но через две(!) минуты раздался звонок в дверь, и на пороге квартиры стоял скромный молодой человек с черной папкой в руках. Вежливо представился агентом ритуальной конторы и предложил свои услуги, чтобы организовать похороны «под ключ». Формулировочка, конечно, та еще! Дом или ремонт в нем «под ключ» - это понятно. А вот гроб «под ключ» как-то не совсем. Юноша пообещал сделать все возможное, чтобы мероприятие прошло на достойном уровне. «Скорая», понятно, не торопилась: ей к живым бы успеть, а усопшие-то подождут. И за это время квартиру посетили еще два представителя аналогичных предприятий. Короче, со времен написания «Двенадцати стульев» и битвой между гробовым мастером Безенчуком и конторой «Нимфа» ничего не изменилось. И я не сомневаюсь, что у большинства наших сограждан бывали подобные «похоронные» истории.
А вслед за смертью человека наступают материальные траты: иногда посильные, а зачастую – нет. Чтобы достойно проводить умершего люди влезают в долги и берут кредиты. В среднем обычные похороны и все, что с ними связано, обходится в 30-40 тысяч рублей. Цифра эта сейчас никого не шокирует. Но в сегодняшней ситуации, когда у большинства населения резко сократились доходы в связи с пандемией, внезапная прореха в бюджете такого масштаба – еще одна трагедия.
Оказывается, человека можно похоронить за государственный счет. То есть, за те деньги, которые выделяются близким родственникам в виде компенсации. Сумма чуть более шести тысяч рублей. В Феодосии такое право есть у городского кладбища, то есть МУП «Комбинат коммунальных предприятий». Надо написать заявление, что государственную компенсацию вы перечисляете на счет муниципального предприятия, а оно обязано предоставить вам свои услуги. Их перечень зафиксирован и утвержден документально. Копка могилы, транспорт для доставки в морг, а потом – к месту захоронения, гроб, табличка с именем и датой. И воспользоваться такой услугой может любой человек, у которого нет средств на организацию похорон.
- Но за такой услугой к нам почти не обращаются, - говорит директор «Комбината коммунальных предприятий» Алексей Владимирович Погорелов. – Хотя соответствующий документ висит у нас на стене при входе в магазин.
….Разумеется, «бюджетное» захоронение имеет свои нюансы. Например, рытье могилы осуществляется только там, где ее можно выкопать экскаватором. Гроб будет простым, но обитым материалом, естественно. Транспорт доставит к могиле только гроб. Автобус для толпы скорбящих родственников тоже не предусмотрен. И, в принципе, понятно, почему люди выбирают другие, более дорогие способы захоронения своих близких. Надо подхоронить к родным на старом участке: речь об экскаваторе тут не идет. Да и из простого обывательского – а что люди скажут? А люди скажут, что закопали на болоте….. как бомжа…. И так далее, и тому подобное. И простые человеческие чувства: отдать последний долг, недоданное при жизни хотя бы так, пышными похоронами.
ПОСЛЕ….
Городское кладбище Феодосии выглядит очень прилично. Видно, что и люди ухаживают за могилами, и администрация следит за территорией. Никогда и нигде в средней полосе России, за исключением столиц, конечно, не видела я такого количества контейнеров для мусора. Пустых или полупустых, кстати, контейнеров. В начале года их было 40, теперь 80. Администрация хлопочет, чтобы добавить еще. И, тем не менее, мусорные кучки образуются, как из воздуха, в разных частях кладбища. И все мы знаем, что достаточно в одном месте бросить пакет с мусором, чтобы через неделю тут образовалась мини-свалка.
Так что бывает после похорон? Дорогую могилку надо навещать, наводить на ней порядок, ставить оградку и памятник, сажать цветочки и пропалывать их. Все мы так и делаем. Только вот мусор свой бросаем, где попало. На соседнюю заброшенную могилу и упавшим крестом, например. Ставим новый, красивый памятник, а остатки старого – здоровенные бетонные куски – бросаем поблизости. На памятник денег не жалко, а заплатить лишний рубль установщикам, чтобы донесли осколки до контейнера, жалко. Есть и такие горожане, которые выбрасывают обычные бытовые отходы по окраинам кладбища. Ведь огорожено оно не полностью, а всего на треть. Мусор – к мусору? Такова логика этих людей?
По словам Алексея Погорелова, сейчас разрабатывается проектно-сметная документация для строительства ограждения всего городского кладбища Феодосии. Тогда станет проще следить за порядком. Тем более, что в этом году кладбищу добавлено еще 39 гектаров земли.
Периодически по кладбищу ездит трактор и собирает травяные кучи, пластиковые бутылки, арматурины, камни. Но на дальних участках, где и пройти-то между могилами сложно, трактор проехать не может. Кучи возникают и растут. Да что тут дальние участки! Я сделала два шага вглубь от почетной аллеи и тут же наткнулась на пять грязных пластиковых «пятишек», брошенных под соснами. То есть, цветочки кто-то полил, а пять метров до контейнера с пустыми бутылками не дошел.
В ведении «Комбината коммунальных предприятий» 26 кладбищ городского округа. Время от времени на каждом из них осуществляется уборка территорий. Но убирать специфический кладбищенский мусор совсем не одно и то же, что подметать, положим, городские тротуары. В иных местах и тропинку-то не найдешь.
Некрополь – город мертвых. Но тоже город. Будем уважать его население.
Татьяна МАРИНИЧЕВА
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.