X

Богаевский в галерее  (фоторепортаж)

07:49 28.01
153-летию феодосийского художника с мировым именем посвящается.
Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

Богаевский в галерее

В  Феодосийской картинной галерее имени  Айвазовского торжественно открылась выставка «Камни древних городов осиянные лучами». Посвящена она сто пятидесяти трехлетию со дня рождения известного во всем мире феодосийского художника Константина Богаевского (24.01.1872 – 17.02.1943). 
Экспозиция сложилась из семнадцати работ. Стены малого выставочного зала украшают семь живописных и, действительно, сияющих картин, в витринах – десять превосходных акварелей. Вроде бы небольшая выставка, если иметь в виду пять с лишним сотен работ знаменитого Богаевского в фондах галереи, но, несомненно, заслуживающая внимания. И по большому счету, каждая из работ стоит отдельного рассказа о ней. К примеру, масштабное полотно «Феодосия» 1930 года по праву считается лучшим из произведений, посвященным родному городу Константина Федоровича. Невысокие феодосийские холмы, морской залив, силуэт Паша-Тепе (Лысой горы), низенькие домики - все это, плавно чередуясь, расположилось на длинном холсте, воспроизводящем панораму древнего города, старые и современные кварталы. Детально прописанная картина, безусловно, помимо художественного совершенства несет еще и историографическую ценность. «Ах, какая это блаженная страна, наша Феодосия, именно Богом Данная», - слова признания Богаевского любимому городу высечены на памятнике художнику, установленному год назад рядом с галереей Айвазовского. 

Рассказ о «главном художнике Феодосии номер два» и его творчестве поведала собравшимся научный сотрудник галереи Елена Огурцова. Нужно отметить, что на открытие выставки пришло несколько десятков человек, скромный зал едва вместил всех гостей. Ведущая открытия выставки рассказала чуть ли не о каждом ее экспонате, вызывая живой и неподдельный интерес слушателей. Или точнее сказать – зрителей, ведь именно за тем, чтобы насладиться творениями великого мастера они сюда и пришли. Впрочем, такая возможность есть и у всех остальных желающих. Нужно только лишь посетить картинную галерею в ее рабочие часы до конца февраля (6+). Адрес: Феодосия, улица Галерейная, дом 2. 

Справочная информация. Константин Федорович Богаевский (1872 – 1943) – живописец, акварелист, литограф, признанный мастер исторического пейзажа. Его творчество тесно связано с древней землей восточного Крыма, с родной Феодосией. Он глубоко чувствовал и понимал «скупую» и неповторимую красоту этих мест. Стал, по образному выражению Максимилиана Волошина, «голосом этой древней земли». 
В детстве его любимым занятием было рисование, а первым наставником в искусстве стал феодосийский художник Адольф Фесслер - известный пейзажист, ученик И.К. Айвазовского. Одновременно начинающий художник посещал мастерскую и самого великого мариниста Айвазовского, где по его воспоминаниям «срисовывал карандашом морские виды». В 1891 г. он поступил в Петербургскую Академию художеств. Из шести лет, проведенных в ней, наиболее плодотворными были годы учебы у прославленного Архипа Куинджи, который с 1894 г. руководил пейзажной мастерской. В мастерской Куинджи Богаевский приобрел не только учителя, в котором нуждался, но и верных друзей и единомышленников среди других учеников. Все они были незаурядные личности и оставили яркий след в истории русской пейзажной живописи. Куинджи сумел воспитать блестящую плеяду пейзажистов. Вот имена некоторых из них: А. Рылов, Н. Рерих, В. Пурвит, Ф. Рущиц, А. Борисов, В. Зарубин, Е. Столица, М. Латри. Жизнь мастерской Куинджи была насыщенной и яркой. В дневные часы ученики писали натюрморты, копировали по своему выбору пейзажи известных мастеров. Но главное, они учились обдуманно и серьезно работать над натурой и над картиной. Этой цели служили этюды и эскизы. Этюды писались в основном во время летних каникул. Летом 1895 г. Куинджи повез учеников в свое крымское имение Ненели-Чукур. Это было счастливое и деятельное лето. С утра шли на этюды, в 12 часов обедали, вечером веселились. Обязательным было чаепитие, причем чай разливал Константин Богаевский. Не жалея ни времени, ни сил, с утра до ночи, Куинджи находился среди своих учеников. Он говорил с ними о жизни, искусстве и мастерстве. Любил повторять, что главное — это «внутреннее» в картине; от учеников требовал смелого, новаторского подхода к искусству и еще честного отношения к нему: «Искусство не игра для развлечения. Играть с искусством тяжелый грех. Они не только работали вместе, но и отдыхали, ужинали вместе, музицировали. Кстати, Богаевский неплохо играл на гитаре. 
Идея тесного общения и совместного творчества дала блестящие результаты: все ученики Куинджи прекрасно показали себя на выпускных экзаменах в Академии. Один из журналистов писал: «Стольких, так хорошо написанных пейзажей не было до сих пор ни на одном из предшествующих курсов. В конце апреля 1897 г. Куинджи за свой счет везет всех своих учеников за границу. Богаевский впервые побывал в галереях Берлина, Дрездена, Парижа. 
Вернувшись в Феодосию, он, как верно заметил М.А. Волошин, «стал голосом» древней крымской земли, «стал им естественно, неизбежно и бессознательно, как только нашел свой путь в искусстве». Константин Богаевский принимал участие в выставках популярных творческих объединений «Московского товариществ художников», «Союза русских художников» и «Мира искусства». В 1911 – 1912 гг. мастер по заказу написал три панно для особняка Морозовой в Москве. 
1920-е гг. для художника были насыщены многими событиями. В 1921 г. он стал членом Общества охраны памятников искусства (ОХРИС). С 1922 г. в народной художественной студии, созданной при галерее имени И.К. Айвазовского, вел мастерскую живописи, а затем участвовал в организации рисовальной школы и много времени уделял деятельности в галерее. В 1923 г. подготовил к выпуску уникальное издание — альбом автолитографий, посвященный историческому пейзажу Крыма. 
30-е году — период творческого подъема художника. Он создал большие пейзажные акварели, воспевающие природу Крыма, изысканные по колориту и совершенные по композиции. В его искусстве появились новые темы. Он активно работал над индустриальными пейзажами, став одним из родоначальников этого жанра. Он писал Днепрогэс, Донбасс, заводы Мариуполя, создал цикл произведений «Города будущего». В 1933 г. Константину Федоровичу было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. 
В конце 30-х — начале 40-х гг. были созданы самые значительные романтические и философски переосмысленные произведения мастера, ставшие итогом его поисков собирательного образа исторического крымского пейзажа. Они отмечены цельностью колорита и панорамностью композиции, им присуща эпическая повествовательность и монументальность. В то время он писал: «В своих композициях я пытаюсь передать образ этой земли — величавой и прекрасной, торжественной и грустной. Этот пейзаж, насыщенный большим историческим прошлым со своеобразным ритмом гор, напряженными складками холмов, носящий несколько суровый характер, служит для меня неисчерпаемым источником».
Начало Великой Отечественной войны застало Богаевского в Феодосии. Он не стал покидать родной город и продолжил работу. Художник трагически погиб во время бомбежки в Феодосии 17 февраля 1943 года. 
Феодосийцы и гости нашего города, особенно любители изобразительного искусства и истории, краеведы и патриоты Богом Данной не теряют надежду на отдельные полноценные залы для работ Константина Богаевского в ныне реставрируемом Доме сестры галереи Айвазовского, коих в ее коллекции насчитывается порядка шестисот. Кроме того, в архиве галереи находится обширная переписка Богаевского с широким кругом лиц. Особенно значительны материалы, касающиеся творческих связей Константина Федоровича с другими художниками: М.П. Латри, А.В. Григорьевым, С.И. Лобановым, Н.И. Пискаревым, Ю.Л. Оболенской, В.К. Кандауровым, А.П. Остроумовой – Лебедевой, с искусствоведом и философом С.Н. Дурылиным. В этой переписке отразились взгляды К.Ф. Богаевского на искусство, свое место в нем, на роль художника в обществе. Статьи, видео сюжеты об этом и прочие любопытные материалы доступны всем интересующимся на сайте галереи. 

 

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (0):
Чтобы добавить коментарий, пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.