На картину из галереи Айвазовского в Феодосии претендует другой музей
10:2501.09
В прошлый четверг директор картинной галереи им. Айвазовского Татьяна Гайдук провела пресс-конференцию, на которой сообщила, что права галереи на одну из картин Ивана Айвазовского оспаривает другой музей.
Т. Гайдук рассказала, что помимо экспозиционной работы любой музей занимается научно-исследовательской деятельностью, где существует такое понятие, как «история бытования музейного предмета». В любом собрании бывают экспонаты с интересной историей. Раньше сотрудники галереи считали, что в их коллекции самую интересную историю имеет бюст Айвазовского, который в 1941 году был утрачен во время эвакуации экспонатов галереи, а после войны его вернул летчик, нашедший бюст.
Но оказывается, в галерее есть еще один экспонат с необычной историей – это картина Айвазовского, на которую теперь предъявляет права другой музей. Картинная галерея доказывает право собственности на эту работу. Речь идет о работе Айвазовского «На острове Крит», где изображена сцена притеснения жителей острова турками, в то время как русские корабли увозили критян с острова, спасая от геноцида.
- В этом году исполняется 60 лет со времени поступления картины Айвазовского «На острове Крит» в нашу галерею из Крымского областного краеведческого музея. Музей обменял ее на один из видов Феодосии, который написал художник Соколов, - пояснила директор галереи. - Картина «На острове Крит» была в очень плохом состоянии, ее долго реставрировали в Москве, так как на ней было около 30 разрывов. После она всегда находилась под пристальным вниманием сотрудников галереи, реставрировали ее шесть раз.
Основные аргументы сотрудников галереи в споре вокруг картины – это то, что у галереи есть научно-фондовые документы на картину, чего не может предоставить другой музей. А также, что Айвазовский, написавший около 6 тыс. работ, картины на различные темы всегда создавал сериями, и по сюжету восстания жителей острова Крит художник тоже написал серию работ.
Татьяна Викторовна показала эту картину в экспозиции галереи.
- Картина сейчас в прекрасном состоянии, следы реставрации на ней может заметить только специалист, - сказала она.
- Ну, да, была бы в плохом состоянии, кто бы на нее позарился? – заметил один из журналистов.