X

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса (фоторепортаж)

08:04 27.08
За последнее время на домах Феодосии появились муралы: картины, написанные профессиональными художниками.
Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Муралы Феодосии: конфетки-бараночки и почти алые паруса

Хотя, справедливости ради скажу: пара муралов в Фео была и раньше. Портрет Шварценегера на улице Украинской и какая-то романтическая размазня во дворе одного из домов в центре, которая украшала собой трансформаторную будку. 
Итак, посмотрим на историю вопроса.
О наскальной живописи знают все, кто более или менее учился в школе. Любили первобытные люди в свободное от охоты на мамонта время запечатлеть для грядущих времен сцены своей трудной и опасной жизни.
Современные искусствоведы назвали бы это – монументальной живописью. Это – один  из основных методов декорирования каменных, кирпичных и бетонных стен больших городских зданий.
«Благодаря стационарности и долговечности произведений монументальной живописи многочисленные её образцы остались практически от всех культур, создавших развитую архитектуру, и подчас служат единственным видом сохранившихся живописных произведений эпохи», - сообщает популярная энциклопедия.
Мозаика, фрески, витражи - все это произведения монументальной живописи. И понятно, что она сопровождает человечество на протяжении всего его существования. 
А вот мурал, - слово происходит от испанского «стена», - был зафиксирован и вошел в моду всего лишь в двадцатом столетии. Мурал — это вид монументальной живописи, в котором присутствуют черты и традиционной фрески, и современного стрит-арта, то есть «уличного» искусства. 
Родиной мурала считается Мексика. «Мурал» родился как художественная идея в ходе революционных событий двадцатых годов прошлого века. Местные художники буквально восприняли призыв авангардистов выйти за пределы мастерской на улицу, и  понести революционное искусство в массы. 
Художественное новаторство было благосклонно воспринят властями Мексики, а министр просвещения заказал группе молодых революционных живописцев целый ряд росписей стен общественных зданий. И в результате этого, родилось одно их определений «мурала»: это заказанное и оплаченное произведение монументальной живописи, размещенное на стене общественного здания с одобрения и официального разрешения муниципальных властей.
Заказанное. Официально разрешенное. Оплаченное. Три этих составляющих отличают мурал от, положим, граффити, которое рисует кто угодно и где угодно, и совершенно бесплатно.

«Мурал», таким образом, уже при своем рождении стал искусством профессиональным, а не любительским. Работы создавались на заказ, и место под них отводилось городскими властями Мексики.
Многие из художников, пропагандирующих новые формы в искусстве, были по своим убеждениям коммунистами. Они и привезли свою творческую идею в Советский Союз. Идея была радостно подхвачена, в нашей стране в то время тоже шел период интенсивного обновления, и в тридцатых годах в СССР тоже возникла мода на «мурал».  А потом ее перестали воспринимать, как новшество, она «прижилась» и стала стилем новой советской культуры.
Масштабные росписи стен использовали не только для призывов и агиток, но и для элементарной рекламы того времени. То есть, рядом с лозунгом о партии и портретом Гагарина, можно было увидеть предложения хранить деньги в сберкассе, или, позднее – летать самолетами Аэрофлота, хотя других авиакомпаний в стране в те времена просто не существовало. И вот тут самое время вспомнить лозунг времен «холодной войны»: у советских – собственная гордость.

Почти полвека мурал, как вид искусства, существовал только в Латинской Америке и СССР. В Западную Европу и США мурал дополз только к середине восьмидесятых годов прошлого века, да и то с приключениями. В этих странах свирепствовали распространители граффити, и художественный произвол самодеятельных художников стал настоящей эпидемией. В качестве альтернативы власти мегаполисов обратились к муралу, который тоже начал входить в моду и облагораживать внешний вид больших городов.
В современной России за последние годы мурал снова оказался в тренде, уже на новом уровне, но отношение к нему неоднозначное, особенно в исторической части Петербурга, например. Жители старинных домов иногда протестуют против появления на стенах изображений, даже не смотря на то, что они «идеологически выдержаны»: портрет писателя, а не какое-то абстрактное творчество.
А в Феодосии тоже все прилично и прекрасно. Главная тема, конечно, Айвазовский, куда же без него? Портрет художника украсил стену на улице Галерейной. На мурале, расположенном на доме одиннадцать улицы Куйбышева Айвазовский представлен бюстом и набором кистей, тут же корешки книг с именем другого знаменитого земляка – Александра Грина.
У детской библиотеки на Земской – самый уютный и прелестный, с мой точки зрения, мурал. Здесь самовар, конфетки-бараночки, полка с книгами и черный кот на полке. В общем,  все, что нужно для прекрасного вечера. Напротив городского ЗАГСа стремительно плывет кораблик почти под алыми парусами. Тут художники что-то постеснялись, паруса на кораблике какие-то полубежевые, что ли. Невнятного, короче, цвета. Хотя напротив – библиотека Грина, чего там скромничать-то было?

И обращают люди внимание на феодосийские муралы, рассматривают, фотографируют. Анализируют детали. Да и есть, на что посмотреть.  
Мурал в наши дни является востребованным видом уличного искусства в больших городах. Власти крупных мегаполисов охотно предоставляют художникам габаритные вертикальные площадки для росписи. Красивые картины эффектно смотрятся на фоне однообразной застройки. 

Они играют важную роль в формировании комфортного для проживания людей городского пространства,  привлекают туристов и служат прекрасным средством для самовыражения талантливых живописцев.

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Теги: мурал
Комментарии (0):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.