Дом Поэта рассказывает о предках Волошина (фоторепортаж)
11:04
08.02
В 2023 году Дом-музей Максимилиана Волошина отмечает такие знаменательные даты: 100 лет со дня смерти матери поэта Елены Оттобальдовны Кириенко-Волошиной, урожденной Глазер (1850-1923), 150 лет со дня смерти деда Оттобальда Андреевича Глазер (1809-1873) и 200 лет со дня рождения бабушки Надежды Григорьевны Глазер, урожденной Зоммер (1823-1908). В экспозиции представлены семейные реликвии семьи.
В Мастерской Дома-музея М.А. Волошина открылась выставка посвященная семье Глазер - одной из ветвей родословной поэта по его матери Елене Оттобальдовне.
В семье Кириенко-Волошиных в 1877 году родился будущий поэт Максимилиан. Когда ему исполнилось четыре года, внезапно скончался его отец Александр Максимович Кириенко-Волошин. С дедушкой и бабушкой по линии отца у М. Волошина общения практически не было. Воспитание сына взяла в свои руки Елена Оттобальдовна, происходившая из лютеранской семьи прибалтийских немцев. В воспитании сына ей помогала мать Надежда Григорьевна Глазер.
- Мать поэта была многогранной и талантливой личностью, которая оказала огромное влияние на формирование мировоззрения и образа жизни Максимилиана Александровича, - сообщила «Кафе» автор выставки Лилия Сеферова. - Попредложению сына, 20 апреля 1898 года Елена Оттобальдовна ответила на вопросы «тургеневской анкеты». Эти ответы ярко обрисовывают еемногогранную натуру.
Своей любимой добродетелью она назвала «щедрость», любимым качеством у мужчины – «мужчина - «сам», любимым занятием – «все, что увлекает до самозабвения», отличительной чертой своего характера - «будучи женщиной, не была девочкой, барышней, дамой».Счастье она видела «в постоянной молодости души и тела», жить предпочла бы «в стране, где все сыты и веселы». По ее мнению, глупость более всего заслуживает снисхождения из всех пороков, а любимый ее девиз: «Живи, давай жить другим».
Выставка будет работать до 18 марта 2023 года. На материалах выставки планируется проведение творческих и культурно-просветительных мероприятий.
Справка о семействе Глазер.
Дед поэта Оттобальд Андреевич Глазер (1809-1873) скончался за четыре года до рождения внука. Известно, что уроженец Лифляндской губернии Оттобальд Андреевич был сыном члена городской управы г. Валка. В 1827 году он окончил военно-строительное училище, служил в строительном отряде путей сообщения, а в 1861 году стал инженером полковником - начальником Житомирского телеграфного отделения.
- В фондах музея хранятся вещи и документы Оттобальда Глазер: формулярный список о службе и достоинстве офицера Глазера, хрустальная печатка с гербом Глазеров, а также его личные вещи, - уточнила Л. Сеферова. Посетители выставки увидят гипсовый медальон «Распятие Христа», который Оттобальд Глазер привез из Италии и подарил его своей невесте Надежде Зоммер.
Его супруга Надежда Григорьевна Глазер (1823-1908) была дочерью полковника Зоммера. Сам поэт так писал о своих предках: «Прапрадед — Зоммер, лейб-медик, приехал в Россию при Анне Иоанновне». В семье Глазер родились 11 детей: 2 дочери и 9 сыновей (двое умерли в младенчестве). После смерти отца, Макс с матерью 12 лет прожили в Москве, где он часто гостил у бабушки. Вел дневник, куда записывал и интересные истории, которые она рассказывала ему. В1902 году Надежда Глазер переезжает жить к дочери в Коктебель, где 13 декабря 1908 года она скончалась и была похоронена на местном кладбище. В это время внук находился в Париже. Получив печальное известие Максимилиан Волошин написал матери: «чувствую, что моя жизнь теперь теснее прикрепляется к Коктебелю». В Доме Поэта бережно хранятся: большое настенное зеркало, кресло, лакированная китайская коробочка, «которая бралась с необходимыми лекарствами в дорогу», лейка для чернил, настенные часы и другие личные вещи Н. Глазер. Особой семейной реликвией является Библия на немецком языке, на форзаце которой написаны даты рождения детей семейства Глазер.
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube. Новости по теме
|
|
Одни "исконно русские православные " имена и фамилии: Оттобальд, Глазер, Зоммер... Сейчас бы Волошина тоже иноагентом объявили.

"Предки по отцу — из рода запорожских казаков, по материнской линии — немцы, обрусевшие в XVIII веке. «Родился я в Киеве и корнями рода связан с Украиной», — писал он в своей автобиографии. В 1893 году Волошин, ученик гимназии, вместе с мамой переезжает в Коктебель."
"Сорок лет творческой жизни и дум в Коктебеле, дум о Коктебеле и есть культура раскрытого Коктебеля, приобщенная к вершинам западноевропейской культуры М. А. появлялся в Москве, быстро входя в ее злобы дня и выступая главным образом в роли миротворца, сглаживая противоречия между противниками и потом бесследно исчезал или в Европу, где он собирал, так сказать, мед с художественной культуры Запада, или в свой родной Коктебель, где он в уединении претворял все виденное и слышанное им в то новое качество, которое впоследствии и создало дом Волошина как один из культурнейших центров не только России, но и Европы», — писал современник Максимилиана Волошина."
"Европейски образованный, Волошин много лет прожил в Париже, оставив там обширный круг друзей и свой портрет — образ Поэта, выполненный польским скульптором Эдвардом Виттигом и в 1908 году установленный мэрией Парижа на бульваре Эксельман, вилла 66, где стоит и теперь. Авторская копия этого бюста была приобретена Волошиным у скульптора и находится в Доме-музее."
"Главной чертой русского самодержавия была его революционность: в России монархическая власть во все времена была радикальнее управляемого ею общества и всегда имела склонность производить революцию сверху, старалась административным путем перекинуть Россию на несколько столетий вперед согласно идеалам прогресса своего времени, прибегая для этого к самым сильным насильственным мерам в духе застенков Александровской слободы и Преображенского приказа. Так было во времена Грозного, так было во времена Петра."

"Эти пути представляются мне неизбежными для России северной, простирающейся от Петербурга до Байкала. Но я далеко не уверен, что южная Россия последует за нею, ибо предвижу возможное разделение их путей."
Будь прост, как ветер, неистощим, как море

И памятью насыщен, как земля.
Люби далекий парус корабля
и песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
(с) Максимилиан Волошин
Комментарий скрыт
Можно армянина заставить изменить свою родную фамилию и имя на "российские" Иван Айвазовский(хотя даже и это имя не является российским как и многие украденные у других народов слова) и заставить его говорить только лишь на "русском" языке, которым почему-то раньше всех начали пользоваться болгары, а совсем не так называемые "русские", но он так и останется для своего народа армянином, а не каким-то то абстрактным "русским".
И как бы не пыталась российская недоимперия заставить все находящиеся в её колониях народы забыть свою культуру, свои языки, всё равно это у вас не получиться. И уже очень скоро 5 миллионов украинцев, вынужденых проживать сейчас на захваченной ещё царской россией чужой земле и не имеющих даже ни одной своей украинской школы этого вам никогда не простят, как и не простят и того, что вы уже даже и украинские песни снова как в царские годы запрещаете петь и доносы за это пишите, надеясь выслужиться перед своей ничтожной и мерзкой кровавой властью.
Пісня про рушник
Слова: Андрій Малишко
Музика: Платон Майборода
Рідна мати моя, ти ночей не доспала
Ти водила мене у поля край села.
І в дорогу далеку ти мене на зорі проводжала,
І рушник вишиваний на щастя дала.
І рушник вишиваний на щастя, на долю дала.
Хай на ньому цвіте росяниста доріжка
І зелені луги й солов'їні гаї.
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка
І засмучені очі хороші твої.
І твоя незрадлива материнська ласкава усмішка
І засмучені очі хороші, блакитні твої.
Я візьму той рушник, простелю наче долю,
В тихім шелесті трав, в щебетанні дібров.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю -
І дитинство й розлука і вірна любов.
І на тім рушничкові оживе все знайоме до болю -
І дитинство й розлука й твоя материнська любов.
Як я малим збирався навесні


Піти у світ незнаними шляхами,
Сорочку мати вишила мені
Червоними і чорними нитками.
Приспів:
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба,
Два кольори мої, два кольори:
Червоне - то любов, а чорне - то журба.
Мене водило в безвісті життя,
Та я вертався на свої пороги,
Переплелись, як мамине шиття,
Мої сумні і радісні дороги.
Приспів:
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба,
Два кольори мої, два кольори:
Червоне - то любов, а чорне - то журба.
Мені війнула в очі сивина,
Та я нічого не везу додому,
Лиш горточок старого полотна
І вишите моє життя на ньому.
Приспів:
Два кольори мої, два кольори,
Оба на полотні, в душі моїй оба,
Два кольори мої, два кольори:
Червоне - то любов, а чорне - то журба.
Комментарий удален