Доктор или режиссер?
Некоторое время назад один из крымских блогеров, задался целью узнать, помнят ли в Крыму и, в частности, в Феодосии, кто такой Александр Довженко? Оказалось, что большинство опрошенных граждан, в первую очередь сказали, что это известный режиссер, именем которого была названа киностудия. То есть, имя режиссера на сегодняшний день продолжает оставаться на слуху, равно, как и картины, снятые на известной киностудии, а вот про его тезку, известного врача-нарколога Александра Романовича Довженко публика стала забывать. И даже у нас в Феодосии, где врач провел большую часть своей жизни, где находится его могила и где ему поставлен памятник.
Хотя, начиная с середины восьмидесятых годов, ни одна газета на территории бывшего Союза не выходила без рекламы: «Кодирую по методу Довженко». Или еще: «Ученик Довженко предлагает кодирование от алкоголизма». Имя Довженко в те времена знали все, и тогда оно прочно ассоциировалось именно с доктором-наркологом, и только потом – с киностудией. И так продолжалось более десяти лет. Но еще и времена были такие, теперь их называют не иначе, как «лихие девяностые», когда безбожно и безжалостно выпивало и спивалось все население страны, включая женщин и малолетних детей. И проблема лечения алкоголизма стояла крайне остро. Да даже не о лечении шла речь! Хотя бы о какой-то помощи, пусть самой минимальной в битве с зеленым змием, душившим народ. «И в борьбе с зеленым змием побеждает – змий!» - пелось в известной песенке.
Вызов дракону бросил доктор Александр Романович Довженко, который работал в то время в поликлинике Феодосийского морского порта.
Не кочегары мы, не плотники
Александр Довженко родился в Севастополе, в семье моряка 29 марта 1918 года. уже с шестнадцати лет, окончив семь классов школы, он начал ходить кочегаром, а потом и матросом на теплоходе вместе с отцом. И уже тогда выяснилось, что юноша владеет необычным даром. Он мог гипнотизировать и даже оказывать этим медицинскую помощь: от разговоров с ним у матросов проходила головная и зубная боль, становилось легче, они выздоравливали. И в возрасте восемнадцати лет Александр поступил в Крымский медицинский институт. После окончания института он работал в разных городах, пока в 1948 году не был назначен главным врачом кожно-венерологического диспансера в Феодосии.
В начале шестидесятых годов Довженко перешел на работу в поликлинику феодосийского морского порта. И здесь он начал практиковать разработанный им метод кодирования от алкоголизма. В предбаннике, по субботам, на общественных началах – вот так это начиналось, по воспоминаниям его друзей и пациентов.
Сначала это называлось просто сеансами лечебного гипноза. Сомнительная затея по тем временам, когда официальная медицина брала себе на излечение от алкоголизма, как минимум, два года, которые человек должен был провести в стационаре закрытого типа, называемом ЛТП (лечебно-трудовой профилакторий) и съесть за это время огромное количество лекарств. Многие коллеги называли метод, по которому работал доктор Довженко, шарлатанским и знахарским. Отцы церкви, в свою очередь, находили метод Довженко сатанинским и подавляющим разум. Но волшебство, с которым не могли поспорить ни медики, ни священники, заключалось в том, что метод работал, а доктор Довженко реально помогал людям. Заметим кстати, что альтернативы его методу, по сути, и не было.
Некоторым пациентам хватало всего одного сеанса, чтобы полностью освободиться от зависимости. То есть, лечение по его методу давало быстрые и положительные последствия. И на сеансы Довженко потянулись страждущие. А слух о чудо-докторе распространился далеко за пределами Феодосии. Каждое утро у поликлиники порта на улице Горького доктора ожидала толпа народа.
Власти Феодосии порой ужасались: в город со всей страны ехали алкоголики в сопровождении родственников, а главным вопросом на железнодорожном вокзале стал:
- Как найти Довженко?
Не меньше, чем пациенты, Довженко атаковали и его коллеги-врачи, присылавшие одну за другой высокие комиссии для проверки его работы и права на существование его метода, который сам Довженко назвал «Кодирование алкоголизма и табакокурения».
Диспансер в исторической даче
В начале восьмидесятых годов слух о докторе Довженко дошел до Кремля. Понятно, что даже руководители огромной державы – всего лишь люди со своими болезнями и слабостями, а также и родственниками, у которых, в свою очередь, тоже – болезни и слабости. Несколько высокопоставленных чиновников и членов их семей стали в начале восьмидесятых годов прошлого века пациентами доктора Довженко, и это решило судьбу его метода. В апреле 1984 года его метод был запатентован приказом Минздрава СССР, а доктору Довженко было предложено открыть свою лечебницу.
Александр Романович к тому моменту долгие годы жил в Феодосии и покидать ее не собирался, к тому же обладал, судя по всему, отменным вкусом. Лечебницу разметили в здании исторической Дачи Стамболи.
Республиканский наркологический психотерапевтический центр «ДАР» проработал здесь с 1985 по 1991 год. В советские времена известны только два случая, когда медицинские центры с уникальной авторской методикой были открыты не в столицах, а в провинции: для доктора Илизарова в Кургане и для Довженко – у нас.
До сих пор между феодосийцами существуют разногласия на тему: можно ли было отдавать под клинику для алкоголиков историческую и архитектурную жемчужину города – Дачу Стамболи? Как-то совсем не вяжется романтическая история любви табачного фабриканта и его юной жены и архитектурно-интерьерные изыски дачи-дворца с такой прозой жизни, как лечение от пагубных страстей. Люди спорят до хрипоты и до сих пор не могут прийти к согласию в этом вопросе. Хотя уже и центра «ДАР» в даче давно нет, и реставрация который год не закончится…
Но пациенты клиники, находившиеся в ней в восьмидесятых годах, это тоже теперь пикантная изюминка в истории Феодосии, потому что среди них было немало известных людей. Мало кто любит выставлять подобные страницы своей биографии на всеобщее обсуждение, так что большинства имен мы не знаем. Но о романтической встрече двух известных киноактеров, которая, как в сказке, закончилась свадьбой, доподлинно известно из их же рассказов. Это Ирина Печерникова, звезда фильма «Доживем до понедельника» и Александр Соловьев, сыгравший роль Красавчика в «Зеленом фургоне». Среди пациентов центра, расположенного в Даче Стамболи, были Ролан Быков и Юрий Яковлев, жена Евгения Евстигнеева и внучка Тараса Шевченко.
Память
Александра Довженко привлекали к консультациям по вопросам психологической совместимости космических экипажей. Он лечил от неврозов, заикания, депрессивных состояний и аллергических расстройств.
Так что лечение алкоголизма не было единственной специализацией доктора, как об этом думают большинство людей. Но и по поводу алкоголизма была у него своя, особенная точка зрения:
- Если человек сам искренне не желает лечиться – толку не будет, - говорил Довженко.
Не зря же он брал на лечение только тех, кто до начала курса смог пробыть «в завязке», как минимум, неделю.
У него огромное количество учеников и последователей. Незадолго до кончины ему были присвоены звания заслуженного врача Украины и народного врача СССР. Александр Романович Довженко умер после продолжительной болезни 4 февраля 1995 года в возрасте 76 лет и похоронен на почетном участке городского кладбища Феодосии.
Через три года у здания поликлиники порта ему установлен памятник. На самом здании есть мемориальная доска с указанием лет, которые здесь проработал знаменитый врач. В Москве работает Благотворительный Фонд школы им.Довженко. Республиканский наркологический психотерапевтический центр Крыма носит имя Довженко.
В Феодосии есть легенда, что если постоять у памятника Александру Романовичу Довженко и добрым словом вспомнить о чудо-докторе, то на душе становится спокойнее и легче.
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.