Виды Феодосии 1934 года
12:02
03.11
Утраченное здание Феодосийского музея древностей на горе Митридат, перестроенная до неузнаваемости мечеть Якуб-Джами и уцелевший пока Караимский фонтан в альбоме зарисовок Людмилы Ивановой-Равдоникас «Крымская поездка».
Музей истории Санкт-Петербургского государственного университета проводит онлайн-выставку, имеющую непосредственное отношение к Феодосии. Точнее, к почти уже вековому прошлому нашего города. Это выставка одного предмета – альбома с зарисовками феодосийских видов 1934 года. Автор рисунков альбома с условным названием «Крымская поездка» - художница Людмила Иванова. Вместе со своим мужем, археологом, доктором исторических наук Владиславом Равдоникасом (1894 – 1976), возглавившем экспедицию по исследованию древнего пещерного Эски-Керменского городища, Людмила Александровна и отправилась в Крым. Справочная информация. Людмила Александровна Иванова (1904 – 1978) – художник, преподаватель Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной. Обучалась с 1921 по 1926 год в Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских, ставших с 1922 года Высшим художественно-технический институт (ВХУТЕИН). Искусствоведы выделяют три школы художников-преподавателей ВХУТЕИНа, влияние которых определило творческую манеру Ивановой – это школы Кузьмы Петрова-Водкина, Михаила Матюшина и Павла Филонова. Ее работы предполагают либо прямое обучение у Петрова-Водкина, либо, по меньшей мере, участие в разработанной им программе, основанной на академических традициях художественного образования и включавшей в себя – что станет особенно ценно для будущих археологических рисунков Ивановой – анатомический рисунок. Программа Матюшина в ВХУТЕИНе строилась на теории «расширенного смотрения», которую он определял, как “акт сознательного распоряжения центральным и периферическим зрением в одновременном усилии смотрения”: Метод этот ощущается и в композиции графических этюдов феодосийских улиц. Наконец третий и наиболее значительный источник влияния – школа Филонова. Художественный метод «Мастеров аналитического искусства» несомненно не только обусловил развитие творческой манеры Ивановой, но и сформировал ту «художественно-исследовательскую» оптику, которая позволила художнице стать незаменимой помощницеймужу-археологу в его экспедициях. В альбоме "Крымская поездка» наиболее изысканной и композиционно выверенной работой является карандашный рисунок, условно названный «Гора Митридат. Утраченное здание Феодосийского музея древностей». Гора Митридат, нарастающая геометрическим узором крыш и домов. V-образная композиция из двух улиц, сходящихся на переднем плане в центре рисунка. Фигура лошади с водовозной бочкой на переднем плане – похожий мотив повозки даже можно найти и в картине Филонова «Мужчина и женщина» (1913) – добавляет элемент движения в геометрически выстроенную композицию. Ритм вертикалей столбов и дерева, – все это, а также общая ясность и «сделанность» рисунка отражают влияние филоновской школы. Гора Митридат - отрог горного хребта Тепе-Оба - получила свое название в честь понтийского царя Митридата IV Евпатора. По инициативе И.К. Айвазовского и на средства нашего великогоземляка-художника в 1871 году был возведен Феодосийский музей древностей - простиль (тип древнегреческого храма) на вершине горы, ставший архитектурной доминантой Феодосии. Здание музея было разрушено во время Великой Отечественной войны.
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube. Новости по теме
Комментарии (0):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.
|
|