- Многие горожане даже не знают о том, что в Феодосии есть наш музей, - с грустью сказал заведующий музеем Марины и Анастасии Цветаевых Владимир Анатольевич Чешуин.
- А такое возможно?
- К сожалению. Люди, которые попадают к нам впервые или случайно, так и говорят: даже не знали!
Казалось бы, весь город пестрит указателями: до Генуэзской крепости, до музея Грина, до музея Цветаевых - осталось примерно восемьсот, пятьсот, двести метров… И эти указатели, которых множество, должны сообщать людям о том, что у них есть. Но люди нелюбопытны, и, наверное, думают, что музей – это организация, которая работает исключительно для туристов. Я пробыла в музее сестер Цветаевых около двух часов, и за это время не увидела здесь ни одного посетителя. Хотя в течение этого времени мы с заведующим музеем постоянно перемещались в пространстве: по двору, экспозиционным и выставочным залам, офисным и прочим помещениям.
А жаль, честное слово! Мало кто из всемирно известных российских литераторов – и поэтов, и прозаиков, - до такой степени влюблено описал Феодосию, Коктебель, Старый Крым, как сделали это в своих произведениях Марина и Анастасия Цветаевы. Феодосия предстает волшебным, сказочным, невероятной красоты и щедрости городом. Они обе смотрят на Феодосию глазами по-настоящему любящих женщин.
Но и Феодосия платит им сегодня той же любовью: у нас есть музей сестер Цветаевых. А ведь, в отличие от Максимилиана Волошина, они не жили здесь постоянно. Были в гостях по приглашению Волошина в 1911 году, а затем в Феодосии в 1913-1914 годах. Музей как раз и располагается в доме, где в этот период снимала несколько комнат Анастасия Цветаева. Марина жила на той же улице, но чуть дальше. Но все основные события, встречи, литературные гостиные, чаепития с их знаменитыми творческими друзьями той поры проходили именно в помещениях, где жила Анастасия.
И хотя официально музей открылся еще в 2009 году, более десяти лет он располагался в одной-единственной комнате этого дома. И не потому, что не хватало предметов для создания экспозиции. Здание принадлежит городу, и в нем работал один из ЖЭКов. Впоследствии жилконторе предоставили другое помещение, освободив большинство площадей старинного здания непосредственно для музея. Тогда и возникла возможность делать в здании ремонт, расширять экспозиционные площади, создавать помещения под фондохранилище и кабинеты научных сотрудников.
Кстати, в здании на улице Вити Коробкова работает и офис Государственного автономного учреждения культуры Республики Крым «Историко-культурный, мемориальный музей-заповедник «Киммерия М.Ф.Волошина». Он включает в себя пять музеев: сестер Цветаевых, дом-музей М.А.Волошина в Коктебеле, дом-музей К.Г.Паустовского, дом-музей А.С.Грина и литературно-художественный музей в Старом Крыму.
По странной иронии судьбы такая же проблема с помещением возникла в калужской Тарусе, где находится дом-музей семьи Цветаевых. Дом, где провели свои детство и юность сестры Цветаевы и где жила их семья, не сохранился. Зато бури и войны пережил одноэтажный деревянный дом деда Цветаевых. Но обычный, хотя и большой дом находился в частных руках. Город нашел средства, чтобы выкупить дом у его новых хозяев в конце девяностых годов и создать в нем музей. Я побывала там лет пятнадцать назад и скажу честно: наш феодосийский СЕГОДНЯШНИЙ музей выглядит гораздо солиднее. Один огромный выставочный зал в центре здания чего стоит! На его площади раньше находились четыре комнатки. Перегородки сломали, помещения объединили, но оставили под потолком зала аутентичные балки перекрытия, которые смотрятся и как дань старине, и как украшение.
В нашем случае городу хотя бы выкупать ничего не пришлось. Но пока музей занимает собой не весь комплекс на улице Вити Коробкова. В нескольких комнатах помещается какая-то мелкая служба городского медицинского учреждения. А во дворе стоит пара каменных сараев, прислоненных к стене, выходящей на улицу. После Великой Отечественной войны в доме размещалась военная часть, и эти сараи были построены военными для своих хозяйственных нужд. И каменный забор из старого ракушечника, и сараи из него же рассыпаются на глазах, и снести их – самое время. Хотя бы для того, чтобы убитый жизнью забор не просыпался камнями на городской тротуар на головы и под ноги прохожим. Но сделать это нельзя. Городские власти передали здание музейному комплексу по договору безвозмездного пользования. И город – хозяин этого здания. Предложения же руководства музея по реконструкции внутреннего двора музея городскими властями во внимание не принимаются. И смотрится этот кусок двора с одной стороны крайне неопрятно, а с другой даже комично: у старого сарая типа «дачный сортир» - белая стеклянная пластиковая дверь.
Надо отдать должное руководству и сотрудникам объединения «Киммерия Волошина»: объекты, входящие в музейный комплекс, находятся в процессе обновления и развития постоянно. При этом они умудряются работать и для посетителей, не закрывать экспозиции для туристов на месяцы и даже годы, как это происходит с другими достопримечательностями Феодосии. В текущем году после обновления открыли пять экспозиционных залов в доме-музее Волошина в Коктебеле, например. В служебных помещениях музея сестер Цветаевых только что привели в порядок новое помещение для научных сотрудников, делают ремонт в цокольном этаже.
Я как раз попала в музей во время «большого переселения народов». Сотрудники переезжали в новое помещение. А в старых закоулочках и комнатках, которые они занимали, после ремонта и перепланировки откроют музыкальную гостиную.
- И мы все фиксируем. У нас даже альбомы такие есть, их может посмотреть любой желающий: что было и – что стало теперь, - сказал генеральный директор «Киммерии Волошина» Олег Владимирович Осадчий.
Музей сестер Цветаевых – перспективный, растущий и развивающийся организм. И в нем есть место не только туристам, пришедшим на ознакомительную экскурсию. Проводятся художественные выставки, методические занятия по музейной педагогике, лекции и мастер-классы. Конечно же, есть планы и на будущее. В ближайшее время будет ремонтироваться терраса второго этажа. А потом самым острейшим образом встанет и вопрос приведения в порядок внутреннего двора здания музея и сноса бывших военных «халабудок» и аварийного каменного забора.
- Можно было бы сделать красивое место отдыха для посетителей. Как, например, у Музея Древностей, - говорит заведующий Владимир Чешуин. – Потому что есть планы мероприятий, которые можно было бы проводить именно во дворе, на относительном просторе. Создать поэтический театр в музее. Но это пока идеи на перспективу.
Смотрите новости "Кафы" https://t.me/kafanew
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.