В среду, 24 января, рядом с картинной галереей имени Айвазовского торжественно открыли памятник еще одному знаковому для Феодосии художнику – Константину Федоровичу Богаевскому. Дата церемонии открытия была выбрана, конечно же, не случайно. Именно в этот день сто пятьдесят два года назад в Богом Данной родился русский художник с мировым именем – Константин Богаевский.
Прославившийся на весь мир живописец и график Богаевский обожал и прославлял свой родной город: «Ах, какая это блаженная страна, наша Феодосия, именно Богом Данная». Как раз табличка с этим изречением Константина Федоровича и украшает постамент с его бюстом. Также под багровой колонной-основанием с «золотой» надписью «Художник К. Ф. Богаевский, 1872 – 1943» центральный текст памятника: «Богаевский Константин Федорович. Известный русский художник, выдающийся живописец, талантливый график, признанный мастер Серебряного века. Заслуженный деятель искусств РСФСР». Рядом другая табличка: «Сохраним память о великом художнике. Родился и жил в Феодосии. Погиб в Феодосии 17 февраля 1943 г.».
Еще одна сторона постамента сообщает благодаря кому бюст Богаевского был установлен. В первую очередь – по неувядающей инициативе и за счет своих личных средств почетного гражданина нашего города Аиды Алексеевны Касаткиной. Далее - скульптор и художник Анатолий Утробин, ювелир-гравер Виктор Кочубей. И, естественно, также благодаря постоянной и многолетней поддержке десятков, а то и сотен самых различных феодосийцев и гостей нашего города. Постараемся не забыть упомянуть имена хотя бы тех, кто непосредственно и активно «приложил к этому руки».
Монументальное сооружение не могло обойтись без профессиональных строителей. Фундамент и основание памятника возвели Михаил Пыжьянов и Виталий Сухородинко. Площадку и тротуарную дорожку уложили Владимир Новоселов и Александр Маснуха. Приведение в надлежащий порядок окружающей обстановки, уборку территории и закраску стен обеспечили сотрудники Феодосийского музея древностей: Юрий Кокин, Виталий Грищук и Михаил Фомин во главе со своим директором Александром Родионовым.
Искренней благодарности за поддержку всех начинаний по увековечиванию памяти Константина Богаевского и популяризации его творчества удостаиваются руководители детской художественной школы имени И. К. Айвазовского Виктор Ключников и Светлана Гаранина.
Директор картинной галереей Татьяна Гайдук предложила наиболее удачное место для расположения памятника. Бюст Богаевского теперь возвышается недалеко от памятника нашему великому земляку и художнику-маринисту Ивану Константиновичу Айвазовскому и галереи, носящей его имя. И ведь с этим же главным храмом изобразительного искусства Крыма связана немалая часть жизни Константина Федоровича. Не говоря уж о том, что он создал здесь большое количество своих творений. Да и сегодня в фондовой коллекции галереи хранится более полутысячи работ Богаевского.
Также основной инициатор увековечения памяти художника Богаевского Аида Касаткина в своей приветственной, благодарственной и назидательной речи на церемонии открытии бюста выразила признательность заместителю главы городской администрации Юлии Некрасовой за помощь в реализации идеи установки нового памятника. «Сейчас радостно осознавать, что мечты стали реальностью. Пройдут годы, сменятся поколения, а памятник будет хранить имя известного феодосийского художника», - так завершила свое выступление Аида Алексеевна.
Со своими словами к десяткам собравшихся горожан и гостей Богом Данной обратился также председатель комитета Государственного Совета Республики Крым по культуре и вопросам охраны культурного наследия Николай Волков, представители местной власти Юлия Некрасова и Анжела Сердюкова. Выходили к публике и авторы памятника, и председатель общества любителей истории Феодосии Константин Виноградов, и активисты инициативной группы, такие, например, как ветеран музея Грина Алла Ненада и руководитель феодосийского отделения Русской общины Крыма Татьяна Голуб.
Почетное право открыть памятник художнику Богаевского было предоставлено Аиде Касаткиной, Анатолию Утробину, Николаю Волкову и Юлии Некрасовой. Укрывное полотнище падает вниз и все пришедшие на открытие бюста на мгновение замирают, затем раздаются восклицания и аплодисменты. К памятнику возлагаются многочисленные цветы. Имя великого феодосийского художника Константина Богаевского наконец-то увековечено памятником.
Следующая «несбыточная» мечта – музей, или хотя бы отдельный выставочный зал в Феодосии для потрясающих работ Константина Федоровича. Картины Богаевского этого безусловно заслуживают. Выдающийся художник-пейзажист с мировым именем, его вклад в русское изобразительное искусство невозможно недооценивать. И это не говоря о другом общественном вкладе – в историю Феодосии. Он творил всю жизнь во славу любимого города: «Я родился и всю жизнь прожил в Феодосии, древнем городе, с древностью которого может поспорить разве что Рим да Афины». Его киммерийские пейзажи и, особенно, городские-феодосийские полотна сохранили для нас следы той безвозвратно ушедшей эпохи. «Между тем, Богаевский был рожден таким же исключительным живописцем земли, как Айвазовский – моря», - сказал его друг, поэт и художник Максимилиан Волошин.
О Константине Федоровиче и его творчестве написано множество воспоминаний, научных трудов и книг, о нем сняты фильмы, в том числе художественные. Его работы украшают отечественные и зарубежные музеи, частные коллекции. Стены государственных учреждений самого высокого уровня тоже «не чураются» творчества Богаевского. Яркий пример – фоном для телевизионных трансляций из Министерства иностранных дел служит его пейзажное панно.
Известный художник и многолетний (с 1923 по 1962 годы) директор феодосийской картинной галереи имени Айвазовского Николай Барсамов:«То, что сделал Богаевский для родного города и Крыма, может быть оценено только в будущем, когда каждое произведение приобретет помимо художественного интереса еще и ценность подлинного документа». Неужели это время все-таки неизбежно наступило? Вот, по крайней мере, памятник «главному художнику Феодосии номер два» уже установили. Следующий шаг – музей творчества Богаевского!
Смотрите новости "Кафы" https://t.me/kafanew
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.
Как-будто мэтр на эшафоте -
все смотрят словно на расстрел...
Кто голову на столб позора
его так выставить посмел?
Всё так кощунственно, нелепо -
глава насажена на кол...
За что лишён он снова тела?
За что позора столб, козёл?
"Любовь" здесь что-то не взаимна:
он без коня, не в полный рост...
Он как Никитин, Котляревский
до славы большей не дорос?
Те были здесь лишь мимолётно
а Богаевский жизнь прожил
за то, что он любил так город
"любви" такой не заслужил?
Где был убит он подло бомбой
с пол сотней мирных горожан
табличку надо бы повесить.
Внесите в городской генплан!
Должны всё помнить в мире люди
аж до скончания веков!
Ведь Бог всё пишет в книгу Жизни
и не вычёркивает слов!
Как же всё-таки очень противно смотрится со стороны всех вполне адекватных, нормальных людей на всю эту СВОру дорвавшихся до власти тщеславных шакалов, решившихся и себе хоть немного погреться в лучах славы всемирной знаменитости и попробовать и СВОи никчёмные имена хоть каким-то образом примазать к этому убитому советской бомбой художнику.
Уже вообще СВОю совесть потеряли эти мерзостные тщеславные людишки, если она, конечно, у них хоть когда-то была.
Это надо быть уже совсем уродами и полными кретинами и идиотами, чтобы так нагло выпячивать и СВОи фамилии, СВОё "я", причисляя и себя к славе человека, который именно из-за таких уродов и перестал творить то, что он творил до прихода такой же, как и сейчас, мерзопакостной советской власти.
Тщеславные подхалимы и провластные негодяи! Хоть раз посмотрите на себя в зеркало со стороны и вы увидите как же вы всё-таки ничтожны в желании увековечить и СВОи имена с помощью чужой славы.
Этот ваш "шедевр" из куска камня, бетона и плитки вы вовсе не Богаевскому посвятили, а в основном только лишь себе любимым.
А что же у любимого художником города, действительно не нашлось денег на памятник Богаевскому в полный рост?
Ну хотя бы на такой, как у друга Богаевского Волошина: