X

Генуэзская крепость: башня Климента VI и башня Криско

16:17 05.05
Перед нами улица Портовая, на которой располагается главная архитектурная памятка Карантина и гордость Феодосии - остатки Генуэзской крепости: крепостная стена, башни Святого Климента VI и Криско.
Генуэзская крепость: башня Климента VI и башня Криско

Остатки Генуэзской крепости

Периметр крепости Башня Климента VI Закладная плита Башня Криско Памятник Афанасию Никитину

Как рассказали научные сотрудники Феодосийского музея древностей, в 70-е годы XIII века по договору с татарами генуэзцы основали на месте древней Феодосии свою торговую факторию Каффу.

По одному из свидетельств, тогда здесь уже существовало какое-то поселение, находившееся в руках татар. Первые строения Каффы возводились на вершине Карантинного холма.

По сообщению византийского писателя Никифора Григоры (годы жизни 1295 - 1360 гг.), колонисты довольствовались вначале «небольшим пространством земли, на которой жили без всякой другой ограды, как только рва и насыпного вала».

- К 1307 году обострились отношения с ордынцами и граждане Каффы покинули город, предварительно разрушив его. Жизнь в нем возродилась только после смерти князя Тохту, с разрешения хана Узбека. В 1316 году был принят план восстановления Каффы. План предусматривал разделение города на две зоны: территорию, окруженную крепостными стенами, и пространство за пределами стен. Территория внутри крепости, в свою очередь, должна была подразделяться на участки, предназначенные для продажи с торгов под застройку. На территории, не обнесенной стенами, все участки земли должны были сдаваться в аренду представителям восточных общин и арендная плата за них должна была вноситься в казну Каффы, - рассказал ученый, секретарь Музея древностей Александр Родионов.

 

В 1340 году начинается строительство каменной крепости, которое продолжилось и в следующем десятилетии.

- Каффская крепость возводилась с начала 1340-х годов в несколько этапов. На первом из них временные оборонительные сооружения заменяются постоянными каменными, составившими кольцо стен протяженностью более 1400 м. Эти стены пролегали в направлении от уреза вдоль современных улиц Портовая, Горького, Мичурина, Ленина до перекрестка ул. Ленина с ул. Желябова; отсюда - к морскому фасаду, замыкавшему западный и восточный фланги, - отметил замдиректора музея древностей Юрий Кокин. - Они охватили, помимо Карантинного холма, еще и незастроенный ранее ближайший к причалу участок прибрежной полосы. Стены, достигавшие 11-13 метров в высоту и два метра в поперечнике, венчались специальной оградой - бруствером. В бруствере устраивались прямоугольные проемы - бойницы, вследствие чего он имел вид зубчатого парапета.

 

Как сообщил Юрий Кокин, периметр крепости включал в себя 16 башен, шесть ворот, две калитки и 15 куртин (куртина - участок стены). Также цитадель насчитывала внешние оборонительные кольца, 34 башни, пять ворот и 34 куртины; внешние оборонительные линии с 24 барбаканами (округлыми выступами во внешнюю сторону на стыках куртины, под башнями или возле ворот), ворота, 27 куртин и крепостной ров.

На берегу Феодосийского залива в южной части города до наших дней хорошо сохранились две средневековые башни: башня Святого Климента VI и башня Криско.

 

Первое сооружение, которое встречает туристов в начале Портовой улицы, это башня Климента VI. Название ей дано в честь Папы римского Климента VI, проповедовавшего крестовый поход для защиты Каффы от нашествия кипчакского хана Джанибека.

Башня выступала вперед за линию стен, чтобы защитники крепости могли посылать ядра во всех направлениях. Такая возможность делала неприступным прилегающий к башне участок стены. Прямоугольная в плане, башня имеет три яруса, угол внутрь цитадели открыт. В стенах нижнего яруса не было входа с земли – здесь находились шесть бойниц, выходящих на четыре стороны. В верхнем ярусе расположены окна-амбразуры. Сохранились гнёзда для деревянных балок, на которых крепились плоские деревянные перекрытия. Зубцы-мерлоны ограждали верхнюю боевую площадку.

В западной стене цитадели, неподалёку от башни Климента VI, находились большие городские ворота, частично они сохранились до наших дней. По стенам, примыкающим к башне можно пройти от остатков ворот до башни Криско. Крепостная стена имеет ширину около двух метров, а с высоты открывается великолепный вид на Феодосию.

 

В феодосийском Музее древностей сейчас хранится закладная плита, которая была вмурована в нишу западной стены башни Климента при её строительстве. На плите написаны дата возведения и другие данные о сооружении. Также на ней изображены латинский крест - герб Генуи, татарская таньга с полумесяцем, символы консулов Каффы и других знатных должностных лиц.

Перевод с латыни гласит: «В летах господних 1348 г. в день восьмой месяца мая, когда дарована была милость Климентом папою, для возвеличения креста была построена эта башня. Начало свое получила основанная под покровительством Ииуса. Она всем злым на погибель, а Всевышнему во славу. Консулом был тогда Эмирио по имени Мондини, которым поистине руководил Христос. Да охраняет Бог эту башню, под именем которого она будет всегда безопасна, ты же сейчас прославляй его».

 

Башня Христа, известная под искаженным на итальянский манер названием башня Криско, являлась укреплением средней части восточной стены цитадели.

Это двухъярусное сооружение, которое принадлежит к башням открытого типа - имеет лишь три стены. На первом ярусе располагались бойницы, второй отличали окна-амбразуры. Верхнюю часть башни, а именно ее боевую площадку, защищали зубцы-мерлоны. С северной и южной стороны башню продолжали крепостные стены.

Башня Криско, кроме своей оборонительной роли, прославилась еще и тем, что на одной из стен укрепления были установлены первые в Европе механические часы. На циферблате их была всего одна стрелка. Редчайший на те времена механизм часов работал исправно. За этим следил специально обученный мастер-часовщик. Караульные, которые все время находились возле часов, были обязаны каждый час отбивать колокольным звоном. Этим гордилась и сама Каффа, не скупившаяся не только на жалованье смотрителю, но и на масло, в огромных количествах потребляемое механизмом.

В Каффе действовал своеобразный «комендантский час». Ворота в город запирались в восемь вечера зимой, и в девять - летом. После этого во избежание пожаров строго запрещалось держать свет в домах, постоялых дворах и питейных заведениях. Нарушителей арестовывали и штрафовали.

 

У подножия холма, недалеко от Иверской церкви, стоит памятник купцу Афанасию Никитину. Уже в первой половине XIV века Каффа превращается в крупнейший центр международной торговли. В XIV веке была налажена оживленная торговля с Московской Русью. Купцы из Москвы привозили меха, холсты, седла и увозили на север мыло, сахар, пряности. Московские и тверские "гости" переправлялись через Каффу в малоазийские центры, Константинополь. Осенью 1474 года русский купец Афанасий Никитин, возвращаясь из путешествия в Индию, прибыл в Каффу, провел в ней осень-зиму, возможно, занимаясь написанием своего труда "Хождение за три моря", и покинул город незадолго до взятия его турками.

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (0):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.