X

Евгений Рейн: «Поэзия - дело молодых»

10:23 04.10
Поэт, прозаик, член Союза писателей Москвы и ПЕН-клуба, педагог литературного творчества Евгений Рейн возглавляет жюри литературной премии им. Волошина. Впервые он посетил Коктебель в 1958 году и сейчас каждый приезд в этот поселок будоражит его воспоминания. Поэт подчеркнул, что ему не нравится современная набережная поселка, больше напоминающая барахолку, чем интеллектуальный курорт второй половины ХХ века.
Евгений Рейн: «Поэзия - дело молодых»

Евгений Рейн: «Поэзия - дело молодых»

 

 - Ваше мнение о современных поэтах? 

- Я - опытный в этом смысле человек, поэтому могу с уверенностью утверждать о высоком уровне современной поэзии, представленной на литературном фестивале «Волошинский сентябрь». Как председатель жюри премии имени Волошина я ознакомился с произведениями всех номинантов. Мне понравились именно те поэты, которые и были отмечены оргкомитетом премии, но больше всех Вадим Месяц. Еще была  поэтесса Мария Галина, которую, к сожалению, здесь как-то не заметили. Порадовал меня своими стихами Михаил Свищев - он очень талантлив. А вообще, уровень поэзии на фестивале этого года довольно высок. Много талантливых авторов. Волошинский поэтический конкурс – значимое событие мирового уровня.

  

- А если сравнить их творчество с поэзией 60-х?

- Не смогу этого сделать. Тогда время было другое время - масса всевозможных запретов. Теперь их нет. Пишите, поэты, о чем хотите. Отсутствует цензура, КГБ, давление со стороны властей и тому подобное. А вообще-то поэзия - это не способ политического сопротивления. Например, Бродского никак нельзя назвать политическим поэтом. В советское время были поэты-эстрадники - Евтушенко, Вознесенский, Рождественский, - но они тоже боролись относительно - на уровне фиги в кармане. Политических поэтов во всем мире не так уж и много. Из русскоязычных могу назвать только Коржана. Были, которые касались этой темы, за что их выгнали из страны. А теперь другое дело – бороться не с кем. Есть поэты, которые тогда и теперь отражают какие-то злободневные темы, но это чисто индивидуальное дело. Поэзия – не способ борьбы! Она отражает своеобразное мироощущение автора. В основе истинного творчества - вдохновение, талант, профессионализм и эрудиция.

 

- Когда вы впервые посетили Коктебель?

- Я приезжаю сюда с 1958 года.

 

- Как, по вашему мнению, изменился поселок за эти годы?

- Ужасно! Я считаю, Коктебель погубили абсолютно! Может быть, в этом есть что-то такое, с чем трудно бороться. Время переменилось. А Коктебель был местом вдохновения творческих людей. Разве он был такой барахолкой? Теперь невозможно пройти по набережной, какая-то немыслимая толчея. Всюду торговля, через которую не протолкнуться. Я здесь бывал 25 раз. Мне больше нравится старый Коктебель с походами на Тепсень, в бухты, на Карадаг и окрестные холмы. Второго такого места, как Коктебель, в мире нет. Это я уверяю. Новый Коктебель мне несимпатичен. Нет! Но я говорю только о себе, то есть выражаю лично свое мнение.

Однако какие-то воспоминания и дом-музей Волошина притягивают меня ностальгическим пунктом моей жизни, поэтому здесь я по-прежнему бываю. И пока я буду жив – буду приезжать сюда.

 

- Вы пишете о Коктебеле?

- Я написал немного в прозе о Коктебеле. Это уже напечатано. Но основательных произведений у меня о нем в последнее время нет.

 

- Вас не вдохновляет современный Коктебель?

- Почему не вдохновляет? Одно дело написать воспоминания о конкретных событиях, а другое дело написать что-то высокохудожественное. Я, вообще, сейчас мало пишу – мне ведь скоро будет 75 лет. Поверьте мне, что писать стихи в таком возрасте - сложное дело. Многие русские поэты уже замолчали к 75 годам. Поэзия – дело молодых. 

 

- Что влияет на современную литературу?

- В современном литературном мире произошли какие-то основательные изменения, которые мы еще не осознали. Это появление в нашей жизни интернета. Больше не нужно добиваться обязательно публикации бумажной, издательской, которая раньше тяготела над молодыми авторами. Хотя и сейчас выходит огромное количество книг. Что поделаешь? Поэзия живет такими волнообразными движениями, и наступают времена – когда она якобы затихает. Уходит под почву, как это было в 1990-е, а потом наступает сильный подъем. Этот период обыкновенно связан с появлением одного крупного поэта. Последним таким поэтом был Бродский. Сейчас такой центральной фигуры нет, но есть очень талантливые поэты. В поэзии не могут процветать десятки имен. Полтора десятка действующих прекрасных поэтов вполне достаточно, например, в Украине, таких, как Ирина Евса. 

 

- Как профессор литературного вуза, что вы можете сказать об уровне знаний, полученных вашими студентами в рамках школьной программы?

- Есть очень эрудированные, начитанные молодые люди, но их на группу бывает два – три человека. Остальные плохо подготовлены. Часто они знают новомодных поэтов, например, Бродского и других, а вот символистов ХIХ века уже плохо знают. А жаль, ведь русская поэзия ограничена по времени, и началась с середины XVIIIвека. До этого была какая-то поэзия, но она другая. А эту нашу поэзию несложно охватить всю. Это же не Италия, где две тысячи лет новой поэзии, а до этого римская поэзия, которой тоже две тысячи лет. Это трудно. А нашу поэзию только надо почитать и вникнуть. Не следует лениться!

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (0):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.