«Котоматрица» (фоторепортаж)
12:54
21.12
Все мы живем в матрице. В котоматрице. «Без кота и жизнь не та». «Был бы у меня такой кот, я бы и не женился вовсе». «Не все коту масленица». «Коты – такая сволочь. И как их в цирк пускают?». Крылатые фразы на кошачью тему можно продолжать бесконечно, фотографиями Матроскиных забит весь Интернет, редкая семья может обойтись без мяукающего любимца. И все же, мы не перестаем и не устаем умиляться от усатых-полосатых. Кто же останется равнодушным к этим пушистым, ласковым, независимым и очень умным животным?
Недаром же люди придумали целый праздник в честь кошек. Международный день кошек отмечается 8 августа, инициатором этого праздника в 2002 году стал международный фонд защиты животных. Во многих странах есть собственный национальный кошачий праздник. Так, в России кошек чествуют 1 марта, в США – 29 октября, в Японии – 22 февраля, в Польше день кота празднуется 17 февраля. Целый раздел зоологии изучает анатомию и физиологию домашних кошек, их породы, особенности селекции, разведения и содержания. Эта наука называется фелинология (от латинск. felinus – кошка и греческ. logos – наука), что лишний раз свидетельствует: кошки - весьма полезны. Практическая польза кошачьих сейчас уже никем не оспаривается. Всем известно, что кошки - это отличные антидепрессанты, которые могут помочь человеку избавиться от головной боли, плохого настроения и тоски. В настоящее время нет единого мнения о количестве пород кошек. Оно варьируется от 40 до 200 вариантов. Между тем, зоологи делят кошек на 4 категории:1 - Экзотические и персидские, 2 – Полудлинношерстные, 3 - Короткошёрстные и сомали, 4 — Ориентальные (восточные). Всемирная федерация кошек разделяет породы на 4 группы:1 — Длинношёрстные, 2 — Полудлинношерстные, 3 — Короткошерстные, 4 — Сиамо-Ориентальная короткошерстные. Откуда же пошли кошки? В этом вопросе опять нет единства. Википедия определяет, что кошка - это млекопитающее семейства кошачьих отряда хищных. Домашняя кошка является подвидом лесной кошки. Слово кошка в русском языке является происходным от древнерусского слова «котъка», которое в свою очередь происходит от существительного «кот» и является родственным латинскому cattus — кошка. Первоначальный источник неизвестен, но принято считать, что во многие языки это слово попало именно из латинского языка. История существования кошек на планете начинается еще задолго до эволюции человечества. А одомашнивание семейства кошачьих берет свое начало задолго до нашей эры. Определенного предка у домашней кошки нет. Целыми тысячелетиями формировался ее фенотип и генотип. Ученые до сих пор спорят о происхождении этих животных на Земле. На данный момент известно две теории - одна библейская, а другая - научная. Первая теория - легенда рассказывает о том, что во времена всемирного потопа на ковчеге Ноя завелись грызуны, которые представляли опасность для животных из ковчега. Тогда львиный род породил котов, которые и расправились со всеми грызунами и уберегли от них живность. Вторая теория говорит о том, кошки появились около 40-60 млн. лет назад. Многие ученые считают, что доисторическим представителем семейства кошачьих был фосса - уникальный зверек с острова Мадагаскар. Первоисточники утверждают, что первыми, кто приучил кошку и поселил ее рядом с собой, являются египтяне. И произошло это примерно 5-6 тысяч лет назад. Люди заметили, что кошки умеют отлично охотиться на мелких вредителей, встречались случаи, когда кошки спасали человека от змей, применяя свои охотничьи навыки. И тогда люди стали оставлять кошкам еду, а те, в свою очередь, постепенно привыкали и селились ближе к человеку, со временем став домашними животными. Кошки Древнего Египта внешне напоминали абиссинскую породу. С этого времени кошки стали неотъемлемым спутником человека, египтяне брали их на рыбалку и охоту за птицами, их стали изображать на различных предметах, гробницах фараонов и богатых людей. Со временем кошка стала ассоциироваться с защитной силой. Так появилась богиня Бастет (Баст), считавшаяся олицетворением солнечного и лунного света. Она почиталась как богиня кошек, богиня любви, красоты, веселья, домашнего очага и плодородия. Это божество связывали с благополучными родами у женщин. Баст являлась главной защитницей семьи и дома. Она также считалась всевидящей, поэтому входила в стражу бога Ра. Ее изображали как женщину с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Древнее египетское законодательство запрещало убийство кошек, за исключением, жертвенных целей. Экспорт кошек был запрещен законом и приравнивался к похищению собственности фараона. Более того, когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в чужих землях обнаруживали кошек, они покупали или похищали их, чтобы вернуть обратно в Египет. На территории России кошки стали обитать, по одной из версий, в VII веке. Другие источники утверждают, что это произошло в XI веке. Есть мнение, что кошек привезли и продавали за большие деньги иностранные мореплаватели. Когда бы это ни случилось, но без кошки на Руси не строили дом и не заходили в избу, кошка считалась благим животным, которая изгоняет нечисть. Даже сейчас право первой зайти в новый дом отдается кошке. Во многих городах России есть памятники кошкам. И это вполне заслуженно. Даже в блокадном Ленинграде не смогли обойтись без кошек. Хроника тех страшных лет свидетельствует, что голодные ленинградцы во время блокады съели практически всё. Сначала с улиц города исчезли бродячие животные, а чуть позже пришла очередь и домашних. Обед из кошки часто был единственной возможностью сохранить жизнь….Уже весной 1942 года в Ленинграде не осталось кошек. Были выловлены голуби и вороны, на птиц охотились в скверах, в каналах и реке Неве ловили мелкую рыбешку. Отсутствие кошек привело к тому, что у ленинградцев появился ещё один враг – крысы. И если люди умирали, то крысы плодились и размножались! Блокадники вспоминали, что тьма крыс длинными шеренгами двигалась по Шлиссельбургскому шоссе к мельнице, где мололи муку для всего города. Когда полчища крыс пересекали дороги, то останавливались даже трамваи. В крыс стреляли, их давили танками, но ничего не получалось, крысы забирались на танки и ехали на них дальше. Это был жестокий, умный и организованный враг. Даже бомбежки и огонь пожаров оказались бессильными против крыс, объедавших умирающих от голода блокадников. Еще страшнее было то, что из-за крыс в городе возникла угроза эпидемий. Но никакие «человеческие» методы борьбы с грызунами не помогали. И вот в апреле 1943 года, после прорыва блокады городским советом было принято решение: «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек» (именно дымчатые считались лучшими крысоловами). И в город на Неве прибыло четыре вагона истребителей крыс, часть которых была выпущена тут же на вокзале, а часть – передана жителям города. Очевидцы рассказывали, что кошек расхватывали моментально. Есть сведения, что котенок в Ленинграде стоил 500 рублей, тогда как килограмм хлеба тогда продавался с рук за 50 рублей. Привезенные в Ленинград ярославские кошки достаточно быстро сумели отогнать грызунов от продовольственных складов, однако полностью решить проблему не смогли. Поэтому вскоре была объявлена еще одна «кошачья мобилизация». На этот раз котов набирали в Сибири. Всего в Ленинград было направлено около 5 тысяч омских, тюменских, иркутских котов, которые с честью справились со своей задачей — очистили город от грызунов. Таким образом, многие современные коты Петербурга – это потомки тех самых, героических котов Сибири и Ярославля. Но город на Неве благодарен кошкам не только за спасение от крыс в годы Великой Отечественной войны. Задолго до этого, коты стали настоящими хранителями Зимнего дворца (Эрмитажа). Кто сейчас не знает знаменитых эрмитажных котов? А эта история начинается с привезённого из Голландии Петром I кота, которого поселили в деревянном Зимнем дворце. По преданию, этого кота звали Василием. Указ императора повелевал «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». При Елизавете Петровне коты также продолжали охрану Зимнего дворца. Для истребления мышей и крыс, по преданию, императрица повелела завезти в Петербург казанских котов. Во времена Екатерины II дворцовых котов стали именовать «зимнедворскими», а каждой особи был присвоен соответствующий ранг и положение в обществе. Так, коты высшего ранжира именовались «комнатными». Коты обитали в Эрмитаже и в период войны с Наполеоном, и после октябрьской революции, и при советской власти. В 1960-х годах котов расплодилось слишком много, они расширили места обитания, вышли из подвалов в коридоры и залы музея. Тогда котов отправили в отставку. Однако химические средства защиты от крыс себя не оправдали, и вскоре коты были возвращены на место службы. В настоящее время около 70 котов стоят на страже Зимнего дворца. У каждого кота есть собственная мисочка, лоток, корзинка для сна. На дворовой территории Эрмитажа даже установлены специальные знаки: «Осторожно, кошки!». Сотрудники музея регулярно закупают сухой корм для котов. В бюджете музея нет статьи на содержание котов; корм приобретается на пожертвования посетителей, музейных работников, спонсоров. Во славу кошек создаются специальные музеи. Например, во Всеволожске (Ленинградская область) в Музее кошки представлена историческая экспозиция, посвящённая кошкам на Руси, в том числе и котам Эрмитажа. Что там музеи. В Японии есть целые кошачьи острова. Один из них, Аошима. Количество населения на острове составляет всего 100 человек, из них большинство - пожилые люди, а вот количество бездомных кошек, живущих на нем, превышает четыре сотни. Говорят, других животных, кроме кошек, на островке нет. Другим японским кошачьим островом является Тасиро, где почитали кошек в связи с тем, что они истребляли крыс, которые мешали местному шелковому производству. Ввоз собак на территорию острова был запрещён. В настоящее время численность одичавших кошек на острове значительно превышает численность местного населения. В центре острова Тасиро находится храм кошек. Всенародная любовь к кошкам в России привела к тому, что памятники стали посвящаться даже мультяшных котикам. Так, памятник котенку с улицы Лизюкова - забавный монумент и популярная достопримечательность Воронежа, которую любят как сами жители города, так и приезжающие сюда туристы. Памятник установлен в честь главного героя известного в СССР мультфильма «Котенок с улицы Лизюкова», который вышел в прокат 1988 году и сразу стал популярен у зрителей. К этому монументу приходят родители с детьми, возле памятника любят фотографироваться приезжающие в Воронеж туристы. У жителей города и туристов родилась традиция - для исполнения желаний гладить котенка Василия и трогать его за левую лапку. А те, кто жаждет скорейшего исполнения делания, гладят еще и кошачью пятку. Помимо этого, местные весельчаки периодически подкрашивают клюв вороны губной помадой, а ее когти - лаком для ногтей. Что касается Крыма, то здесь тоже есть свои герои. Кто же не знает кота Крымского моста или Мостика? Жизнь беспризорного котёнка рыже-белого окраса круто изменилась в апреле 2015 года. Довольно скоро кот стал медийной персоной, и даже неформальным «хозяином моста», получил кличку Мостик и официальный день рождения – 29 ноября. У Мостика есть официальная страница в инстаграм, которая собрала уже десятки тысяч подписчиков, а также аккаунты в социальных сетях. Не менее популярными являются балаклавские коты. Памятник Балаклавскому коту установлен совсем недавно, в 2017 году на День рыбака в июле. Он расположен в начале набережной, как раз недалеко от входа в Балаклавский музей истории. Коты издавна считаются символами Балаклавы, они – коренные жители побережья, всегда встречали на берегу рыбаков с уловом. Идея скульптуры принадлежит московскому скульптуру Андрею Следкову. Любители загадывать желания могут потереть переднюю лапку котика на счастье. Явлением современности стали котокафе. Ритм жизни многих мегаполисов не позволяет людям содержать у себя дома домашних животных, в частности кошек. Одна из идей создания кошачьих кафе как раз для того, чтобы удовлетворить тягу людей к этим животным. Первое в мире кошачье кафе было открыто на Тайване в 1998 году и располагалось в городе Тайбэй. Википедия определяет, что котокафе – это развлекательное заведение, которое может быть организовано по принципу обычного кафе или антикафе, основная особенность которых проживание на их территории кошек, с которыми свободно могут общаться посетители (гладить, кормить, играть, фотографироваться и т.д). А еще кошки – это жидкость. Они способны вместиться в любую емкость, в любое пространство. И в любое сердце. В наше с вами сердце. Не так ли? (для подготовки статьи использованы материалы из сети Интернет, фотографии взяты из открытых источников Интернета).
Лидия Ланская Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube. Новости по теме
Комментарии (2):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.
|
|