X

В Крыму прослушивали телефоны общественников, судей и чиновников

13:02 23.12
В Крыму прослушивали телефоны общественников, судей и чиновников

Фото из открытых источников

Приближенные главы Крыма Сергея Аксенова прослушивали телефоны общественников, судей и чиновников, пишет "Новая газета".  Переходный период ознаменовался национализацией предприятий, принадлежащих украинскому государству, украинским олигархам и почему-то — даже простым крымчанам. Крупные заводы и совсем небольшие торговые объекты, земельные участки, рынки, кафе, пекарни национализировались, затем проходили процедуру акционирования и зачастую вновь продавались из госсобственности в частные руки. Все это породило волну недовольства среди жителей Крыма, оставшихся без имущества и работы.

Люди начали выходить на митинги, обращаться в СМИ, писать в Москву. Ответом крымских властей, судя по имеющимся в распоряжении «Новой газеты» документам, стала прослушка тех, кто не был согласен с ходом национализации: в первую очередь, слишком активных общественников и федеральных судей, выносивших решения не в пользу правительства республики.

С 2016 года, когда шла особенно активная фаза передела собственности, на всех недовольных стали собирать досье: личные данные, содержание телефонных переговоров, отслеживание трафика и биллинга. Причем все это делалось, как позволяют предположить материал следствия,  с подачи бывшего советника Сергея Аксенова и без необходимой санкции суда.

Родина слышит
23 октября 2018 года по материалам крымского ФСБ отдел по особо важным делам Следственного комитета Крыма возбудил уголовное дело по ч. 2 ст. 138 УК РФ — «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров или иных сообщений, совершенное лицом с использованием своего служебного положения». Ее санкция — 4 года тюрьмы с лишением на срок от 2 до 5 лет права занимать госдолжности. Возможен и меньший срок, и исправительные работы, — все на усмотрение суда, до которого в этом случае дело так и не дошло.

Все сведения о соединениях абонентов полуострова хранятся на оборудовании регионального отделения ФСБ, которое находится в офисе «К-Телеком». Оно называется СОРМ (Система технических средств для обеспечения функций оперативно-разыскных мероприятий). Доступ к этим данным обеспечивают всего три ключа на предприятии. Ключ представляет собой флеш-карту, которая вставляется в компьютер. Кроме этого, чтобы получить доступ, нужен еще пароль для входа в систему через программное обеспечение «Янтарь-П», которое доступно только на компьютерах, установленных в помещении ООО «К-Телеком». Для того чтобы начать прослушку конкретных абонентов, даже силовикам необходима санкция суда. В материалах дела отмечается, что никаких запросов от правоохранителей и судебных решений, позволяющих вести легальную прослушку номеров, которые слушали крымские чиновники, в «К-Телеком» не было обнаружено.

Главными фигурантами дела стали бывший начальник управления по вопросам миграции МВД Крыма Александр Чекунов, помощник премьер-министра Крыма Сергея Аксенова и бывший мэр Ялты Алексей Челпанов, а также сотрудник отдела безопасности предприятия ООО «К-Телеком» (на его базе работают крымские операторы мобильной связи) Андрей Рогачев. Согласно имеющимся в распоряжении «Новой газеты» материалам дела, в 2016–2017 годах они будто бы организовали прослушку номеров нескольких судей, общественников, чиновников и депутатов. 

В показаниях Андрея Рогачева говорится, что с 2016 по 2018 год Александр Чекунов якобы неоднократно обращался к нему с просьбами предоставить «детализацию телефонных соединений». Чекунов, по словам Рогачева, объяснял, что совершены некие тяжкие и особо тяжкие преступления, а прослушка некоторых абонентов поможет их раскрыть, причем за этой информацией он приходил лично на работу к Рогачеву. Сам Александр Чекунов в показаниях силовикам говорил, что в 2016 году Алексей Челпанов обратился к нему с просьбой достать детализацию разговоров и объяснял, что эти данные ему были нужны для обеспечения безопасности сотрудников Совмина Крыма. В итоге Чекуков, согласно тексту допроса, ехал на работу к Рогачеву, забирал записи и передавал их Челпанову, который сам так и не дал показания следствию.

В деле был еще один фигурант — Дмитрий Пожидаев, тоже бывший внештатный советник главы Крыма. Его статус — свидетель. В показаниях Пожидаева говорится, что в 2015 году, вскоре после назначения Челпанова советником Сергея Аксенова, он встречался с ним и предложил ему собирать информацию «о лицах, которые могут предоставлять какой-то интерес». В 2016 году он получил на почту список телефонных переговоров. Тогда Челпанов якобы попросил Пожидаева рассортировать абонентов по частоте звонков. За два года он получил на почту пять писем с 15–20 списками файлов с детализацией разговоров. Он, проанализировав файлы, составлял «дерево» связей абонентов, в том числе по частоте общения и месту нахождения. На основе этого оформлял справку, которую отправлял Челпанову. За этот период Алексей Челпанов будто бы передал ему порядка 200 тысяч рублей. По данным протокола обыска, у Пожидаева на электронных носителях обнаружили 5123 папки с ФИО прослушиваемых абонентов. Сам Пожидаев уверял следствие, что был не в курсе, что данные, которые он структурировал, были добыты незаконно.

Среди тех, кого прослушивали, оказались совсем не рядовые оппозиционеры. Например, предприниматели, которые судились за свой бизнес, пытаясь противостоять национализации. Среди них — руководитель уже ликвидированного ООО «ЮК Крымпотребсоюз» и действующего пока еще Респотребсозюза Крыма Владислав Степанов. До национализации крымскими рынками и торговыми предприятиями владели пайщики этих предприятий. У Владислава Степанова произошел конфликт с главой республики Сергеем Аксеновым. Причиной стало нежелание Степанова уступать свой пост нужным людям. Чтобы закончить конфликт, Сергей Аксенов инициировал заседание регионального парламента, на котором имущество Респотребсоюза передали в казну республики.

Коснулась незаконная прослушка и судейского сообщества. Так, в список «важных абонентов» попали уже бывшие судьи  арбитражного апелляционного суда Катерина Калашникова, Наталия Полынкина и Елена Баукина. Как признавали сами судьи в своих показаниях, они вели ряд дел, связанных с национализаций и имущественными вопросами, и иногда выносили решения не в пользу правительства республики. После этого со стороны Сергея Аксенова началась «агрессивная политика»: он дважды написал жалобу в квалификационную комиссию на действия судьи Баукиной, которая вела дела Респотребсоюза, а также процесс, связанный с последствиями национализации Крымэнерго, который раньше принадлежал украинскому олигарху Ринату Ахметову. Кроме того, на судей, как указывали они в показаниях, «оказывалось давление через публикации СМИ близких к Совмину Крыма».

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте и группу в Одноклассниках. А также на канал Youtube и Telegram.

Рейтинг новости:
- 0.98 +
Комментарии (5):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.