Как это почти всегда бывает на Карантине, машина к дому не проехала, просто не поднялась вверх. И часть пути пришлось преодолевать пешком, с трудом карабкаясь в гору по размытой дождями дороге. Хорошо, что по этой конкретной дороге еще можно взобраться. А то ведь у нас, на феодосийском Карантине есть и такие адреса, куда после дождя не дойдешь, да и оттуда – не выберешься. Хотя надо отдать должное нашему Карантину – он самый живописный жилой район Феодосии.
Старый каменный забор. Железная калитка. Участок, на котором видны остатки увядших растений, немного не прибран. Дверь открывает молодая женщина по имени Аня. Но она – не хозяйка старинного дома в исторической части города. Аня – социальный работник.
А в доме тепло, работает газовое отопление. И еще – идеальный порядок. Впрочем, тут и мусорить особо некому, потому что хозяйка дома Надежда Александровна – пожилой человек с ограниченными возможностями, если и передвигается по дому, то редко, медленно и при помощи так называемых «ходунков», которые стоят у ее дивана. Именно на нем она и проводит сейчас все свое время. Надежде Александровне девяносто два года. Но никакой интеллектуальный распад ее даже не коснулся: она улыбчива, разговорчива и живо интересуется всем, что происходит вокруг. Только вот телевизор уже не смотрит, потому что зрение стало совсем плохим, а операция в таком возрасте по многим причинам – дело рискованное, да и результат сомнителен. Надежда Александровна слушает радио, маленький приемник стоит рядом на тумбочке.
И еще у нее есть собеседница – социальный работник Анна Кошелюк, которая ходит в этот дом уже более шести лет.
- Сначала помощь нужна была мужу Надежды Александровны, а потом его не стало, и теперь я помогаю ей самой, - говорит Анна.
Но оказывается, что старушка – не одинока, у нее есть сын и дочь. Но оба они не могут помогать маме ежедневно по хозяйству, и на то есть веские причины.
- Сыну семьдесят два года и недавно он перенес сложнейшую операцию, а у дочери, которая не намного моложе, давно проблемы с ногами, и даже в одной из них стоит железная пластина, - рассказывает Анна о своей подопечной. - С такими проблемами, в горку на Карантин с сумками не наездишься и не находишься, им самим помощь нужна.
Ни для кого не секрет, что возможность оставаться в родных стенах для людей пожилого возраста очень важна. И в таких случаях им приходят на помощь социальные работники из «Комплексного центр социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов города Феодосии». Наша газета уже знакомила читателей с работой этой службы, руководит которой очень неравнодушный человек Ирина Германовна Сколубина. Но нынешней осенью в работе центра произошли огромные изменения. В сентябре Совет Министров Крыма принял постановление «Об утверждении Модели системы долговременного ухола за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, реализуемой в Республике Крым».
Это новая, а для Крыма пока и экспериментальная программа, которая значительно расширяет сферу услуг людям, нуждающимся в помощи. Она относительно нова и для России в целом, потому что действует в отдельных регионах страны только с 2020 года.
Долговременный уход - это комплекс мероприятий, включающих уход, сопровождение, реабилитацию, социализацию, психологическую поддержку и другие виды помощи, позволяющие компенсировать ограничения и сохранить качество жизни пожилого человека.
И по замыслу создателей проекта новая система заменит стационары для пожилых людей или инвалидов. Теперь помощь им будет оказываться в полной мере на дому. Система долговременного ухода помогает пожилым людям получать адекватный своему состоянию уход и продолжать жить в привычной среде, не прибегая к услугам домов престарелых. Уход за пожилыми и больными людьми осуществляют социальные работники.
В настоящее время на территории страны работает всего двадцать четыре таких центра, но в следующем году их станет гораздо больше и впоследствии подобные центры будут созданы в каждом регионе. Вот в сентябре очередь дошла до Крыма.
- Нам пришлось набирать под эту программу новых сотрудников, их более двадцати, - рассказывает директор центра Ирина Сколубина. – Затем они прошли специальное обучение в медицинском колледже в Керчи и ездили на стажировку в Кировскую область, где программа работает с момента ее запуска. И только потом новые сотрудники приступили к своей работе.
Если говорить попросту, то суть новой программы заключается в том, что теперь пожилой одинокий человек может попросить помощи не только у социального работника, но и у помощника по уходу. Этот специалист проводит у пожилого человека гораздо больше времени и помогает поесть, помыться, может поменять памперсы и померить давление. В просторечии таких людей называют «сиделками». Тогда как на социальном работнике лежат совершенно другие обязанности: принести продукты, оплатить коммунальные счета, вызвать электриков. Перечень обязанностей и услуг обеих специализаций очень большой. Но если соцработник за день может навестить пять-шесть человек, то помощник по уходу, как показала практика первого времени работы, от силы двоих. И нагрузка велика, и времени требуется гораздо больше.
И вот у Надежды Александровны я застала не только Анну, о которой я уже рассказывала, но еще и Веру Серову – она работает как раз помощницей по уходу, в соответствии с новой программой.
- Это, наверное, очень сложно: найти общий язы с чужим, да еще и пожилым человеком? – спросила я.
- Чужой она была для меня в первый день, а теперь разве она чужая? – улыбается Вера. – Мы уже познакомились, подружились, и все у нас нормально.
- А какой Верочка вкусный борщ для меня приготовила вчера, вы себе не представляете! – хвастает Надежда Александровна.
- Но, в общем, надо иметь определенный склад характера, чтобы работать в центре? – снова спрашиваю я уже у обеих женщин.
- В первое время сердце рвалось на части, - говорит Анна. – Спать ложишься, а сама думаешь: как они там? Но через некоторое время освоилась, научилась с собой справляться.
А Надежда Александровна взахлеб хвалит обеих своих помощниц, благодарит их, а попутно отрывками рассказывает, что пришлось ей пережить ей в течение этих долгих девяноста с лишним лет. И понятно, что ничего особо легкого не было: и голод, и холод, и войны. И ее биография – это биография страны.
Уже понятно, что новая система долговременного ухода существенно дополняет существующую систему соцобслуживания. Но особенность нового формата в том, что теперь помощь будет ориентирована на конкретного человека и его потребности. Под каждого подопечного специалисты соцслужбы будут создавать индивидуальный пакет услуг и пересматривать его состав ежегодно.
- И для составления этого пакета существует специальная анкета на более, чем двадцати страницах! – говорит Ирина Сколубина.
Но и это еще не все новости о программе. Важное отличие новой программы – переход от заявительного к выявительному формату. Если раньше человек сам или через родственников должен был попросить помощи соцработника, то теперь сотрудники соцслужбы должны выявлять нуждающихся людей сами. Участковые терапевты, врачи в стационарах, соседи, знакомые могут обратиться в соцслужбу и рассказать об одиноком пожилом человеке. После этого специалисты займутся диагностикой и примут решение о включении гражданина в программу долговременного ухода. Честно говоря, помощь и раньше была не краткосрочной: человек заключал договор на год, а затем договор автоматически продлялся. Но вот такое новое название – долговременного ухода.
Еще она включает в себя отдачу в бесплатную аренду технических средств реабилитации, закупкой которых занимаются сейчас в Феодосийском центре: кровати функциональные механические, противопролежневые матрацы и подушки для сидения, кресла-коляски, ходунки, прикроватные столики, и многое другое, о чем молодому и здоровому человеку лучше не знать.
Или, наоборот, знать, потому что в ближайшее время в рамках новой программы для родственников, которые ухаживают за своими старшими близкими или людьми с инвалидностью, будут проводиться специальные курсы. На них подскажут, помогут, научат, что надо делать, когда у тебя на руках пожилой и больной человек.
….Мы выходим с Ириной Сколубиной из уютного домика на Карантине. Прямо из сада открывается чудесный, как говорят, панорамный вид на Феодосийский залив.
- Красиво здесь, - говорит Ирина.
- Красиво, - соглашаюсь я.
- Адрес «Комплексного центра социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов Феодосии»: улица Куйбышева, дом 28-а, вся информация о центре на сайте feokcso.crm.socinfo.ru.
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.