X

30 лет назад в Крыму завершились съемки фильма «Мастер и Маргарита»

07:06 11.09
30 лет назад в Крыму завершились съемки фильма «Мастер и Маргарита»

Фото из открытых источников

В 1994 году картина Юрия Кары была готова к премьерному показу, но в силу стечения разных обстоятельств - а по-другому с булгаковским романом и не бывает - зрители на большом экране увидели ее только спустя 17 лет! И, соответственно, только через почти два десятка лет работу художника по костюмам Анны Кузнецовой из Ялты оценили по достоинству: она удостоилась «Золотого орла» - премии Национальной киноакадемии. В Крыму это первый и пока единственный наш «Оскар». Что и говорить, у многих бы судьба и карьера сложились иначе, если бы фильм вышел в свое время…

- Я недавно пересматривал фильм и могу сказать, что он, к счастью, пока не устарел, - говорит сам Юрий Викторович. - Когда мы снимали в начале 90-х, уже была доступна компьютерная графика, но я тогда сознательно не стал ее использовать. Мы снимали именно в стиле романа, учитывая, что он был написан в 30-е годы и Булгаков оперировал теми чудесами, которые были тогда в ходу. Возможно, картина будет не так эффектно смотреться, но это и к лучшему, потому что на фоне новых технологий это было бы уже и смешно, по сравнению с тем, что творят, например, создатели «Властелина колец» или «Аватара». Так же как сейчас смешны эти электронные коты у Бортко, разрушающие атмосферу романа. Если делать так, то лучше вообще не делать. Мы вообще старались очень бережно отнестись к первоисточнику. Видимо, это и подкупило композитора Альфреда Шнитке, согласившегося написать музыку к фильму. Он ведь к тому времени уже полностью ушел из кино в академическую музыку, но когда посмотрел отснятый нами материал, то согласился сотрудничать и, я считаю, написал гениальную музыку. Ее плодов он, как и некоторые снимавшиеся в фильме артисты, увы, не увидел. Ну а потрясающая игра великолепных актеров - Ульянова, Гафта, Бурляева, Весника, многих других - останется на все времена. Кстати, у Гармаша это была первая заметная роль в кино, и его публика могла бы открыть намного раньше. Поэта Бездомного он сыграл, по-моему, незабываемо. И Ракова тогда мало кто знал: после Мастера его судьба в кино также могла бы сложиться совсем иначе. В общем, много судеб оказалось подрубленными вместе с этим фильмом, в том числе и моя.

А начиналось все в феврале 1991-го, когда был подписан контракт на сценарий и постановку фильма. Первый кадр был снят 3 июня 1992-го. Съемки проходили в Москве и ее окрестностях, а также в Израиле. Картина была готова к показу в 1994-м, но, из-за разногласий между режиссером и продюсерами, потратившими на ее производство 15 млн долларов, так и не вышла в прокат. Кара, которого поддерживали все звезды фильма, отказался сокращать авторскую 200-минутную версию до двух часов.

О том, как снимали фильм в 1992 году, нам рассказала художник по костюмам Анна Кузнецова. Юрий Кара предложил ей разработать линию одежды для иудейского сюжета своей картины, после того как случайно в 1991 году на Ялтинской киностудии увидел ее боевые доспехи монгольских воинов, созданные к фильму Толомуша Океева «Чингизхан». Режиссера впечатлила достоверность, детальная проработка и качество исторических костюмов, несмотря на временной и географический разлет в темах (I и XII века, Центральная Азия и Ближний Восток).

- От стилизации костюмов мы отказались еще при первом обсуждении их с Юрием Викторовичем. Я советовала все делать максимально достоверным, и это, естественно, усложняло работу, - говорит Анна Ивановна. - Кроме персонажей первого плана, таких как Понтий Пилат, Иешуа, Каифа, Левий Матвей, нужно же было одеть и многочисленную массовку. А это первый век нашей эры, Иудея! Сотни халатов и головных покрывал мы шили из выкрашенной в разные цвета мешковины, которую нам в Ялту привозили машинами. Весь пошивочный цех Ялтинской киностудии был задействован. Специально заказывали кожаную обувь. И еще металлические доспехи для римских легионеров - 20 пеших костюмов и 10 конных. Элементы рельефного латунного панциря Понтия Пилата отдельно отливали и клепали в Киеве. А чешуйчатый доспех центуриона Крысобоя я сначала с помощницей вырезала из картона, чтобы посмотреть, каким должно быть сплетение. Потом каждую чешуйку нам отливали из меди на заводе «Море» под Феодосией, так же как и сложные, сферические шлемы. Готовый костюм центуриона весил не менее 20 кг! Мощный актер Валентин Голубенко мог надеть его только с помощью двух-трех ассистентов. Шлемы же еще украшали: у простых воинов - это конская щетина, у Крысобоя - орлиные перья. Нам по заказу привезли с птицефермы ворох выдранных петушиных хвостов: белоснежные перья пошли на шлем Пилата, а вот для легата пришлось их покрасить в ярко красный цвет. Справились и с украшением плаща на Понтии Пилате - том, который золотом вышитый с красным подбоем. Откуда золото достали? В военторге купили галун золотистого цвета, который предназначался для фуражек, потом вырезали из него сотни лепесточков лавровых и пришивали их по всему плащу.

При подготовке костюмов к съемкам все же не обошлось без казуса. Шлем для Понтия Пилата заказали размера XL на большую голову - в окружности 60 см, на всякий случай с запасом. Но у Михаила Ульянова она оказалась еще больше - 62 см!

- Это же не фрак, который подогнать можно, а литой шлем - ни увеличить, ни уменьшить уже, - вспоминает Анна Ивановна. - И только в самых необходимых сценах Ульянов его с трудом надевал, а так все время носил в руках.

Первоначально Иудею планировалось снимать в Крыму. И к осени 1991-го у стен Судакской крепости были выстроены декорации. Сотни людей были «мобилизованы» на массовку. В загонах начала съемок дожидались козы, ослы и верблюды.

- Декорация Иерусалима Юрию Викторовичу понравилась, но, когда он увидел верблюдов - разразился громкий скандал, - рассказывает Анна Кузнецова. - Такой ор стоял! Оказалось, что вместо необходимых одногорбых дромадеров в Судак пригнали двугорбых бактрианов, которых на Ближнем Востоке ну никак быть не могло. Потом мы узнали, что и утвержденный на роль Иешуа актер Николай Бурляев сниматься не может - он не получил благословения церкви на эту работу!

А еще из Москвы до Крыма оператор не доехал, и пленку не привезли, и под занавес всех неприятностей погода испортилась до полной мерзопакостности. Недобрых знаков появилось столько, что крымско-иудейскую кампанию вообще отменили. Только через год группа Кары отправилась за натурой на Святую землю - снимать в Израиле.

Кстати, спустя 13 лет, в 2004 году, свою часть «ершалаимской истории» в Крыму снял Владимир Бортко. Иешуа (Сергей Безруков) распяли рядом с Судакской крепостью - на горе Сахарная голова, а нижний Массандровский парк возле гостиницы «Ялта-Интурист» превратился в Гефсиманский сад, где прирезали Иуду (Дмитрий Нагиев). Иерусалим же снят в Болгарии - на киностудии «Боянов», в декорациях американцев, оставшихся там после съемок новой версии фильма «Спартак». Кроме того, в стены Генуэзской крепости компьютерщики «вписали» древний Иерусалим. Специально для решения этой проблемы в Израиль посылали группу с оператором, чтобы снять там музейный макет Иерусалима, - он выполнен с учетом мельчайших деталей и занимает площадь 50 квадратных метров, пишет mk.ru.

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (1):
  • Андрей Фокич 11.09 в 12:07 #
    0

    Из шести известных экранизаций (две российские, четыре зарубежные), эта самая неудачная и абсолютно бездарная. Американская и польская версии, по сути, точно такие же.
    А. Вертинская, В. Гафт, А. Филиппенко на просмотре пришли в ужас от откровенной халтуры, глупых ужимок и наборов сценических штампов, внешней трескотни, которые требовал от актеров Ю. Кара.
    Ежели не умеешь и не понимаешь как сделать фильм, точнее кинематографическую интерпретацию самого сложного и фантасмагоричного романа М. Булгакова, то лучше и не браться за подобные экранизации. Надо было прочесть его не менее десятка раз, чтобы вникнуть.

    В итоге этот фильм в прокат так и не вышел.

    А ведь все так просто, начинается с: "…Так кто ж ты, наконец?

    – Я – часть той силы,

    Что вечно хочет зла

    И вечно совершает благо"
    , а заканчивается - "Каждому будет дано по его вере"...

    А вот фильм В. Бортко, оказался полной противоположностью, видимо, отчасти у него уже был накоплен булгаковский опыт в работе над фильмом "Собачье сердце".

    Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.