X

Осень на Итальянской (фоторепортаж)

11:21 22.08
Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Осень на Итальянской

Говорят, что каштаны и платаны не выдерживают первыми. Дикая жара последних дней высушила и позолотила листву на деревьях бывшей Итальянской улицы в Феодосии. Ныне, как  всем известно, улица эта носит имя великого пролетарского писателя Максима Горького. Вот, честное слово, поспорила бы десять раз с кем угодно по поводу сегодняшнего названия улицы. Максим Горький – хороший писатель, еще более известный, как драматург, и даже где-то поэт. Но в Феодосии пробыл он от силы два дня, о чем оставил упоминание в двух своих не слишком известных произведениях – рассказе и путевых биографических заметках. Да и история с Феодосией получилась у Горького тоже неказистая. В молодые годы, еще не будучи великим писателем, а бродяжничая по России, пришел Алексей Пешков в наш город, чтобы найти себе работу на строительстве. Но на работу его не взяли. Не подошел он работодателям. И отправился дальше, в Керчь.
Правда, ходят по городу неубиваемые легенды о том, что Горький вместе с Поддубным работал в Феодосийском порту. Не работал ни одного дня. Во-первых, в Феодосии они находились в разное время: с интервалом где-то в год. Во-вторых, Поддубный был прислан сюда руководить бригадой портовых грузчиков, то есть, был менеджером среднего звена, как это назвали бы сегодня. И волею случая, оказавшись в цирке, принял участие в турнире борцов, что и привело впоследствии к всемирной славе. Но даже если бы не случилось всемирной славы, Поддубный был обеспеченным и устроенным человеком, с профессией и перспективами. А Горький – бродяга в поисках какой угодно неквалифицированной работы, которой ему в Феодосии даже и не предоставили. Так что и разговаривать Поддубному с Горьким было в ту пору не о чем.
Зато потом целую улицу назвали в честь Горького. А бюст чемпиона Ивана Поддубного теперь всего лишь памятный знак на этой улице. Но стоит гордо и красиво сияет медным торсом на солнце.
С моей точки зрения, можно было бы вернуть улице старое название Итальянская. Ведь оно же было ей дано в честь основателей, градостроителей той самой легендарной Кафы, генуэзцев-итальянцев. Но в свое время, видимо, посчитали, что у нас и так много чего о них напоминает: и крепость, и ров, и старинные башни. А о великом писателе – ничего нет.
Впрочем, можно подумать и о других городах нашей необъятной родины. По их камням никогда не ступала нога писателя Горького, а центральные улицы, названные в его честь, наличествуют. А у Феодосии, все-таки, есть «информационный» повод. Крошечный. Малюсенький. Похожий на анекдот. Но – свой и есть!
У нас еще в разгаре лето, а на бывшей Итальянской шуршит под ногами листва. Можно отойти два шага в сторону газона – и идти, шуршать в свое удовольствие, пинать и подкидывать ее, как в детстве. Но по такой страшной жаре совершать лишние телодвижения совсем не хочется. Хочется сесть на скамейку, смотреть на дома и представлять, как выглядела улица сто лет тому назад?
Судя по старым фото, выглядела она шикарно и респектабельно. Именно на улице Итальянской  располагались отели, банки, торговые центры и рестораны. И вся интеллигентная публика проводила свое свободное время как раз здесь. Она была и променадной зоной, и местом встреч. В застройке преобладали двух и трехэтажные здания оригинальной архитектуры. 
В одном из зданий на Итальянской располагалось и кафе-кабаре с непритязательным названием «Чашка чая», в котором ежевечернее собирали аншлаги Александр Вертинский и очень известная в те времена Иза Кремер.
Кстати, тогда еще не было придумано зонирование городских районов на промышленные, спальные и так далее, как это принято сейчас. И на самой фешенебельной улице города вполне законно работала табачная фабрика Стамболи. Говорят, что здесь любили бывать Леонид Утесов и Фаина Раневская. Стоит вспомнить об этом, когда вы идете по современной улице Горького, чтобы почувствовать некую связь времен.
А знаменитую Платановую аллею заложили уже после Великой Отечественной войны. Когда почти все здания, составлявшие гордость Итальянской, были разрушены, в результате бомбежек и артобстрелов. Но за платаны можно не волноваться. Эти деревья – настоящие долгожители. Рекордсмен по возрасту находится в Турции: ему более двух тысяч лет и окружность его ствола около пятидесяти метров.
Упоминаю об этом потому, что краем уха слышала разговор:
- Все попилили кругом, все деревья снесли! Хоть бы Платановую аллею не тронули! – темпераментно обсуждали текущий городской момент две дамы на лавочке.
Платановую аллею не тронут. Она посажена не то, чтобы на века, а даже и на грядущие тысячелетия. Это вам не березка, максимальный срок жизни которой всего шестьдесят лет.
И еще про память. На многих туристических порталах и в блогах среди достопримечательностей улицы Горького в Феодосии есть снимки мемориальной доски на офисном здании порта. Она посвящена жизни и деятельности инженера и историка, знаменитого крымчанина Бертье-Делагарда. Но сейчас доска эта находится в каком-то печальном состоянии. Я не специалист по камням, не знаю, что с ними происходит под воздействием времени и атмосферы, но камень будто бы выгорел, стал серым, изображения и букв почти не видно.
А ведь он был не только отцом-основателем Феодосийского порта, за строительство которого отвечал от первого до последнего дня, но и одним из основателей коллекции Музея Древностей. Во время строительства и земляных работ он, как мог, спасал для потомков раритеты, которые выкидывала на поверхность феодосийская земля с Карантинного холма. И Бертье-Делагард собрал уникальную коллекцию предметов от шестого века до нашей эры по пятнадцатый век уже нашего тысячелетия. Здесь присутствовали и фрагменты посуды, архитектурные детали из камня и глины, монеты разных стран и времен.
Недавно в Феодосии обновили Доску Почета современных горожан. Думаю, что и у порта должно найтись немного средств на реставрацию мемориальной доски своего основателя, тем более, что висит она на их офисном здании. 

 

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 1.4 +
Комментарии (16):
  • Qwert Yuiop 22.08 в 13:02 #
    -1

    "Улица им. НАТО", вот как надо назвать бывшую Итальянскую. Горький, местечковый пролетарский писака, в Феодосии и двух дней не пробыл и оставил пару предложений в своих записках. В связи с тем что пролетарство ныне отменили, нечего оборванцам в лохмотьях позорить древний город. А вот НАТО, наоборот, имело огромный успех у жителей Феодосии и даже до сих пор сохранились добрые и прекрасные воспоминания о защитниках мировой демократии и свободы.

  • Вернуть улице Горького историческое название Итальянская - это в данном случае явная декоммунизация. Автор рискует, делая такое предложение. Хотя мне лично оно по душе. И в отношении остальных улиц тоже

    • Биостанция 22.08 в 14:29 #
      3

      Горький кажется не был коммунистом
      Горький был русофоб
      и иноагент

    • sаlitam 22.08 в 20:43 #
      -1

      Комментарий удален

      • Yarmolenko101 23.08 в 07:46 #
        2

        Захотелось тоже Платанов штук Двадцать посадить ! И Дубов !

        • Lers 23.08 в 11:01 #
          0

          На кол?

          • kiprey 23.08 в 11:24 #
            0

            Сажайте... Разбомбленных улиц теперь с избытком...

          Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.