X

Рассказали подробности находки могилы советских солдат под Керчью

08:16 29.03
Даже узнали некоторые имена.
Рассказали подробности находки могилы советских солдат под Керчью

Рассказали подробности находки могилы советских солдат под Керчью

Рассказали подробности находки могилы советских солдат под Керчью
Захоронение находилось на дне небольшой балки в 350-400 м северо-западнее Еникальского маяка и к моменту прибытия на место специалистов заповедника на первый взгляд представляло собой два выкопанных рядом шурфа, размером примерно 2х1 м, наспех забросанных землей, сообщили в Керченском историко-культурном заповеднике.
Вокруг грабительского раскопа на склонах балки и в непосредственной близости от него были разбросаны человеческие кости, как мелкие (ребра, фаланги пальцев, позвонки), так и крупные. Кости фиксировались и в грунте, которым были засыпаны грабительские шурфы.
В ходе предпринятых раскопок стало ясно, что грабитель (или грабители), «вызвонив» металлодетектором металлические предметы (по неподтвержденным данным – каску и патронный ящик) и достав их, обнаружили останки, которые также решили раскопать. Этот грабительский раскоп попал в центр санитарного захоронения, которое было «пробито» до самого дна, видимо, в поисках личных вещей, знаков или наград, которые могли бы оказаться у погибших. При этом останки перерубались лопатой и выбрасывались вместе с грунтом, а затем были сброшены обратно: на большинстве крупных костей остались «свежие» повреждения в виде многочисленных переломов и следов ударов шанцевого инструмента (сколов, трещин, зарубок); ни один из костяков не сохранился полностью в анатомическом порядке.
Из поступившей в заповедник информации было известно об останках двух бойцов, но после полной зачистки грабительского раскопа стало ясно, что в варварски перекопанном захоронении было не менее шести человек. По какой-то причине грабители не стали вскрывать могилу по всей площади, вследствие чего в ходе дальнейших работ нами были найдены останки еще троих. Понятно, что определить наличие у погибших прижизненных повреждений в этой ситуации было невозможно, хотя в грудном отделе одного из последних, эксгумированных нами костяков была найдена пуля 7,92-мм винтовочного патрона (от винтовки сист. Маузера).
Погибшие были захоронены неглубоко – около 1 м до дна могилы от уровня современной дневной поверхности. Скорее всего, они были просто слегка присыпаны землей. На останках и рядом с ними зафиксированы следы обмундирования и снаряжения, в том числе: обрывки шинелей, большие форменные и бельевые пуговицы, знак различия среднего командного состава – «кубик», поясные ремни, обувь, пряжки, мелкие фрагменты стекол маски противогаза, несколько десятков советских 7,62-мм винтовочных и пистолетных патронов, две полностью коррозированные ручные гранаты РГД-33, несколько монет, а также фрагменты конской упряжи. Видимо, тела погибших обыскали еще перед захоронением: то ли «трофейщики» из похоронной команды, то ли солдаты противника, то ли местные жители, собиравшие тела павших бойцов после окончания боев в такие «санитарки» - поясные ремни были расстегнуты, не у всех захороненных была обувь. Но и тогда искали не документы: на одном из костяков (в районе таза) нами был найден медальон-смертник.
Половинка стандартного вкладыша в медальоне сохранилась довольно хорошо и, хотя бумага потемнела от воздействия влаги и имела утраты вдоль одного из краев, записи, сделанные химическим карандашом, легко читались: Кофман Абрам Моисеевич, 1905 года рождения, рядовой, уроженец Полесской обл., Брагинского района (фото 1).
Как позже оказалось, это был не единственный медальон в захоронении. Другой медальон был накануне найден грабителями и как предмет, не имеющий материальной ценности, передан человеку, долгие годы занимающемуся установлением судеб воинов, погибших и пропавших без вести в годы войны, и поиском их родственников. И здесь вкладыш сохранился, но текст практически полностью угас (фото 2). Как удалось разобрать, анкетка была заполнена на имя Падурец Николая Ивановича, 1918 года рождения, уроженца (жителя) УССР, Кир… области, Боб… района, родственники: Подурец Лидия, проживала УССР, Одесская (?) область, Бе… район, д. Б…, с/с МТС (исследование записей продолжается, и этот вариант нельзя считать окончательным). С этим медальоном передали и алюминиевую столовую ложку (фото 3), на ручке которой было вырезано Черкашин Андрей И (на одной стороне) и ВВФ-Р (на другой), а в черпачке – Арчевань (название населенного пункта на территории Азербайджана) (фото 4-6).
И место, и характер захоронения однозначно указывали на то, что оно относится к последним дням оборонительных боев на Керченском полуострове в мае 1942 г. Это предположение получило подтверждение в ходе архивного поиска: по данным сайта obd-memorial.ru, Кофман А.М. числится пропавшим без вести в июне 1942 г. Поиск сведений о судьбе Падурец Н.И. и Черкашина А.И. продолжается, также как и попытки установить родственников погибших на нашей земле бойцов.

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- 0 +
Комментарии (0):
Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.