X

Развеян миф о бесплатных квартирах в СССР

13:47 21.01
Развеян миф о бесплатных квартирах в СССР

Фото ТАСС

В Советском Союзе не было бесплатных квартир — за квадратными метрами от государства нужно было стоять в очереди 10-20 лет, при этом беспрестанно работая. Кроме того, граждане не могли получить квартиру в любом городе. Миф о бесплатном советском жилье развеял колумнист «Комсомольской правды» Герман Пятов.

«Кому давали "бесплатные квартиры"? Тем, кто ишачил, как проклятый, на тяжелой, низкооплачиваемой, непопулярной работе, и стоял в очереди на квартиру — лет 10-15, — написал эксперт. — А были ли такие, кто получал вне очереди? Да, это партийная и советская номенклатура — аналог сегодняшних высокопоставленных чиновников и депутатов».

«Предоставлявшиеся гражданам квартиры не были бесплатными, — говорит Пятов. — Они оплачивались трудом всех, кто работал в СССР». По мнению колумниста, советские власти обирали трудящихся, выплачивая им лишь около 5-10 процентов от реально заработанных денег. «Изъятые у работяг 90-95 процентов "коммунистической прибавочной стоимости" тратились на коммунистические мегапроекты, и только оставшиеся крохи тратились на жилищное строительство для граждан своей страны», — заметил эксперт.

Пятов напомнил, что простые советские люди жили, в том числе, в бараках, коммунальных квартирах, общежитиях, а получив отдельное жилье, они не могли оформить его в собственность. «Таким образом, такая квартира обходилась вам значительно дороже, чем если бы вы купили ее по рыночной стоимости, работая за нормальную зарплату, как сегодня», — заключил колумнист.

Весной 2020-го России предрекли возрождение популярного в СССР формата жилья — коливингов, или попросту коммунальных квартир. Эксперты предположили, что коммуналки, в частности, будут популярны на рынке съемного жилья: люди будут объединяться, чтобы снять двух- или трехкомнатную квартиру, пишет Lenta.ru.

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- -1.38 +
Комментарии (86):
  • Маламут 21.01 в 14:47 #
    1

    Статья, с понтом врача, Германа Пятова- это истерика, агония, бессилие, зависть?
    Обратите внимание, кто на неё повёлся!

    • brainbird 21.01 в 15:58 #
      1

      Да это просто в статью закралась грамматическая ошибка. Надо читать не Эксперт, а Иксперт с Мурзика (http://www.murzik.ru) и тогда все хорошо и весело.

      • prezident 21.01 в 18:01 #
        6

        Первым повёлся Маламут.

    • Мышкинс 21.01 в 15:37 #
      1

      "...Тем, кто ишачил, как проклятый, на тяжелой, низкооплачиваемой, непопулярной работе, и стоял в очереди на квартиру — лет 10-15, — написал эксперт. ..."

      Очередной медовар выложил своё мозговое срибло, статья называется.

      Я приехал работать на АЭС, в 90-х, через год получил прекрасную двухкомнатную квартиру.
      Сестра, не постеснялась, поехала работать в Москву, дворником, через два года по контракту получила прекрасную трёхкомнатную квартиру.
      А потом уже пошла работать по специальности.

      Правда, жильё продать было невозможно, но можно было обменяться на другой город.
      Или сдать в министерство, а на новом объекте получить другую квартиру.

      • cafa 22.01 в 13:00 #
        3

        Мышкин, не сравнивал новый город с другими. В Краснокаменске тоже квартиры получали за 1-2 года, а в Феодосии молодые специалисты парашютки с 1972 года до сих пор в обшаге живут. Мама-строитель, а квартиру получила только в 1997 году, когда ей было уже 66 лет» Стояла в очереди с 1964 года. Во-первых, можно было стоять только в одной очереди- на предприятии или в исполкоме. Во-вторых, дома строились редко на жд . Очередь подходила, а квартиру отдавали то участнику войны то очередь взяли и сделали общую по жд. И их предприятие поставили последним, а не по дате подачи заявления. И конечно, было кумовство. Нет знакомых- будешь без квартиры. В Феодосии даже на кооперативную квартиру без блата было не встать на очередь.

        • cafa 22.01 в 13:09 #
          2

          Вы работали в атомной промышленности. В Вашем министерстве, в Министерстве среднего машиностроения/ уранщики/ жилье строилось в закрытых городах. Квартиры, снабжение было отличное. Что значит для города 24 тыс кв метров жилья? Мало. Вот столько жилья вводилось в Феодосии в 70-80 годах. Военным много жилья отдавали. В Калуге подруга и сестра тоже квартиры получили где-то через 15 лет. Подруге квартиру должны были дать в 1986 году, но поселили чернобыльцев. Только в следующем доме подруга получила квартиру

          • Мышкинс 22.01 в 14:38 #
            0

            А вот Албанец пошел работать на стройку, в музее Мухиной, и сразу квартиру получил.
            О чем здесь не раз хвастался.
            Так что не притягивайте.

          • Mitridat 21.01 в 18:51 #
            2

            Бред. Какие налоги в СССР? Бюджет формировался из доходов/убытков абсолютно всех предприятий. Налоги те были символические и их могло вообще не быть и ничего бы не поменялось.

            • cafa 22.01 в 13:15 #
              1

              А подоходный налог кто платил?

              • Mitridat 22.01 в 15:24 #
                0

                Это Вы про 2 р 50 коп если получка до 150 рублей? Серьезно?

          • мистраль 21.01 в 16:35 #
            -1

            После института через год работы призвали в армию на два года (военная кафедра в институте была). Попал в Москву, через год предложили остаться с условием, что предоставят жилье. Еще через год-двушка в городе.

            • Mitridat 21.01 в 18:44 #
              4

              Рад за Вас, но СССР это не только Москва где жилось гораздо лучше чем в Феодосии. Спросите феодосийцев сколько они ждали свои квартиры (если дождались вообще).

              • albatros1947 22.01 в 14:05 #
                0

                В г.Феодосия,работая в порту, я через 10 лет, после постановки на учёт, получил бесплатно 3-х комнатную квартиру. Моя сестра в Ялте 2-х комнатную квартиру раньше.

                • Mitridat 22.01 в 15:25 #
                  1

                  А эти 10 лет ожидания когда не имели права сменить работу чтобы не потерять очередь Вы где жили?

                  • Старый ватник 22.01 в 17:21 #
                    0

                    Если очередь на ведомственное жилье (от предприятия), то никакой смены работы! Если очередь городская, то от работы ничего не зависело.

                    • Mitridat 22.01 в 18:42 #
                      0

                      Если очередь городская - да, можно было перейти из горкома в исполком

            • вован 21.01 в 17:21 #
              4

              В его понимании бесплатно это родился и должен был получить жилье?
              У меня отец в 70е получил жилье за год ,так как был специалист по наладки оборудования ( слесарь ремонтник) и предприятие нуждалось в таких
              Сейчас нет коммунистических прибавленных стоимостей, есть свободный рынок, получайте жилье какое угодно, вторичка, первичка, апппртаменты, в любом государстве, вообще нет проблем.

              • Mitridat 21.01 в 18:45 #
                1

                У меня отец в 70е получил жилье за год - в каком городе?

              • Yarmolenko101 21.01 в 17:30 #
                2.7

                А у меня Два Брата Бабушки в Войну погибли . Их жизни для меня - Бесценны . Батя когда квартиру получал , то так и сказал , глядя на их портреты : Дякую Вам . Так для кого там Жизни предков Ничего не стоят ?

                  • Игорь Руднев 21.01 в 23:14 #
                    0

                    В СССР тоже своих полицаев хватало !

                    • Drakk 22.01 в 00:33 #
                      5

                      Предатели были везде, однозначно. Это мы наблюдаем даже прямо сейчас и прямо тут. Есть такая категория лиц, которые любят родину издалека с пеной у рта, а живут там где лучше, даже если и у "оккупанта" , зато как у Христа за пазухой.

                      • Игорь Руднев 22.01 в 03:05 #
                        5

                        Ну и зачем же Вы так обидели сейчас лжепатриотов Машкова, Соловьёва, Брилёва, Роднину , Медведева , Мизулину , сына Жириновского и прочих ?

                        • cafa 22.01 в 13:14 #
                          1

                          Не забывайте, что мы здесь жили до 2014 года. Мы не приехали сюда после февраля 2014 года. Так что Ваше сравнение не верно. И живётся здесь хуже, чем где-либо даже в России.

                • dagets 21.01 в 18:35 #
                  4

                  Я это писал много лет назад, ничего бесплатного не было.
                  За всё люди впахивали, а получали квартиры государственные.

                  • albatros1947 21.01 в 18:47 #
                    3

                    Не знаю,кто это пишет,но нас было 5 детей,никто не был чиновником и партийным деятелем. так как в Брежневские времена ИТР невозможно было вступить в партию и все получили бесплатно квартиры и стояли в очереди недолго. И не было никаких налогов на жилище и земельные участки

                    • cafa 22.01 в 13:17 #
                      2

                      В Феодосии Вы быстро получили квартиры? В других городах Вы получили быстро, как молодые специалисты.

                    • Drakk 21.01 в 21:37 #
                      -1

                      Однозначно редакционный говновброс) Причем людей СССРа и не нюхавших.

                      • Mitridat 22.01 в 00:09 #
                        4

                        Причем людей СССРа и не нюхавших - да уж, когда люди раз в неделю мылись запашок тот еще был. Хотя... и сейчас в Феодосии многие не сильно воду расходуют на такую ерунду как душ.

                        • Drakk 22.01 в 00:36 #
                          1

                          Я даже больше скажу с 1991 по 2014 годы - вода по графику, 2 часа утром 2 часа вечером. А в добавок, полное отсутствие газа большую часть этого периода, а были моменты и электроэнергия только по ночам. Хорошее легко забывается, не так ли? Зато были свободны, незалежны, то ли дело сейчас?

                          • Mitridat 22.01 в 01:11 #
                            1

                            Было такое хотя Вы немного преувеличиваете, по два часа было но не всегда и не везде.Да, грязная вода была при любимом халопами Шайдерове и остальных. Но как это делает эсэсэсэрию лучше и советских людей менее вонючими?

                            • Старый ватник 22.01 в 17:31 #
                              0

                              Слово "холоп" пишется через "о". Сразу видно, что учились не в вонючей эсэсэсэрии. Поздравляю!

                              • Mitridat 22.01 в 18:45 #
                                1

                                Совершенно верно! Очень хорошо что Вы знаете что хОлуй и хОлоп пишется через О. Извините, что оскорбил скрепу

                                • vlad22 22.01 в 19:49 #
                                  2

                                  На белорусском ХАЛОП

                                  • Старый ватник 23.01 в 14:27 #
                                    -2

                                    Ну это уже слишком жесткие требования интеллекту Евпатора.

                        • Игорь Руднев 21.01 в 23:03 #
                          -1

                          Ну-ка расскажите сколько колхозников получило жильё, а сколько построило людей сами? Зато потом советский госстрах приходил постоянно деньги сдирал добровольно-принудительно и налоги с какого-то перепугу тоже требовали за то во что государство и копейки не вложило

                          • Mitridat 21.01 в 23:56 #
                            0

                            Для колхозников только в 1974 году крепостное право отменили - разрешили иметь паспорт и свободно перемещаться по стране.

                            • albatros1947 22.01 в 09:36 #
                              0

                              Паспорта для колхозников ввели при Хрущёве в 50=х годах

                              • cafa 22.01 в 10:00 #
                                0

                                Вы не правы. Паспорта стали давать селянам после 70-х годов. Чтобы уехать из колхоза, школьники после 8 класса ехали поступать в ПТУ или в техникумы. Иначе потом из колхоза не выехать’

                                • albatros1947 22.01 в 13:56 #
                                  0

                                  В 1958 Г. мои родители получили паспорта и наша семья переехала из села в районный город Тогучин Новосибирской области.

                                  • Mitridat 22.01 в 16:54 #
                                    1

                                    Ваши родители не были колхозниками (крепостными) или каким-то чудом получили вольную грамоту. Не все сельские жители были колхозниками. Так что Вы просто не в курсе.

                                  • Старый ватник 22.01 в 17:34 #
                                    -2

                                    В ПТУ и техникумы ехали для получения профессий, что сейчас напрочь отсутствует. Увы!

                                    • cafa 23.01 в 10:59 #
                                      2

                                      Из села ехали, чтобы вырваться из колхоза, пока не исполнилось 16 лет. Потом из колхоза вырваться было трудно. Или уходили в армию и назад не возвращались. Мой дядька служил в Боровухе. Там остался. Началось строительство нефтепровода и нового города Новополоцка. Там всю жизнь прожил до самой смерти.

                                  • cafa 22.01 в 13:21 #
                                    2

                                    Моя сестра в 1963 году после 8 класса уехала к дядьке в Новополоцк. Год там прожила, но паспорт не смогла получить. Вернулась и уехала в Калугу, поступила там в торговое училище, чтобы только получить паспорт. Мои одногодки в 1968 году после 8 класса все уехали в Калугу, Смоленск, Москву в училища . Чтобы уехать в город, нужна была справка из сельсовета, что колхоз отпускает человека.

                                    • albatros1947 22.01 в 13:57 #
                                      0

                                      В 1958 г.мои родители получили паспорта и мы переехали из села в г.Тогучин Новосибирской области

                                      • cafa 23.01 в 10:50 #
                                        1

                                        Чтобы вырваться из колхоза, надо было получить справку в сельсовете, что колхоз Вас отпускает. Без этой справки никто Вам паспорт не выдал бы. Моей маме тетка получила справку в сельсовете, благодаря бутылке водки в 1950 году. Тетка другая/ старшая сестра мамы/ в 1968 году вышла замуж за городского и только тогда смогла уехать из деревни. Ей было уже 48 лет.

                                      • Старый ватник 22.01 в 17:40 #
                                        0

                                        Продвинутые руководители колхозов в 60-х годах НАПРАВЛЯЛИ на учебу свою молодежь на необходимые специальность и доплачивали им к стипендии 15%.

                                      • cafa 23.01 в 11:05 #
                                        2

                                        Читайте в интернете. Разрешили только 28 августа 1974 года выдавать паспорт сельским жителям. Но стали выдавать с 1 января 1976 года. 50 лет люди в сёлах были крепостными.

                                    • Drakk 22.01 в 00:38 #
                                      2

                                      Достаточно сударь прокатиться прямо сейчас в село любого бывшего колхоза, обратить внимание сколько на улицах домов-близнецов построенных по одному проекту. Посидеть на лавочке подумать, с чего бы это... уж не колхоз ли понастроил... почесать в тыковке...

                                      • cafa 23.01 в 10:53 #
                                        1

                                        Но это только было в местах, куда приезжали переселенцы и на целине. В бабушкиной деревне и в округе таких домов не было. Только свои деревянные избушки.Для чернобыльцев в 1986 году строили в Киевской области посёлки.,

                                    • POMIOCHNH 21.01 в 23:33 #
                                      1

                                      Квартиру в те времена работнику могли дать сразу( пользуйся пока не уволился) , могли через 15 лет или вообще не дать - всё по обстоятельствам. Чего только за почти 30 лет моего советского трудового стажа не было

                                      • Mitridat 22.01 в 00:12 #
                                        2

                                        Квартиру в те времена работнику могли дать сразу - а могли и десяточку дать по доносу соседа, кому как повезет

                                        • Старый ватник 22.01 в 17:42 #
                                          -2

                                          Дааа! Ума палата!

                                          • Игорь Руднев 22.01 в 18:46 #
                                            0

                                            Ну давайте-ка расскажите про дома многих крымских татар, которые вы позанимали
                                            А также расскажите почему даже дважды герой СССР не мог вернутся в свой отчий дом - туда , где он родился и вырос

                                            • Старый ватник 23.01 в 14:32 #
                                              -1

                                              Ошибаетесь. Дважды Герой как раз мог вернуться, но не вернулся!

                                              • Игорь Руднев 23.01 в 15:52 #
                                                -1

                                                Конечно, не вернулся , потому что там уже жили какие-то оккупанты ,у которых его родственникам только лишь подпольным путём выкупили этот дом , но и то советская власть им там спокойно не давала проживать

                                      • albatros1947 22.01 в 09:54 #
                                        2

                                        Я жил в Сибири в большом селе. В 50=х годах для тех,кто хотел построить новый дом,мужики строили всей деревней,потому что было много родственников. На чердаках,заранее,лет 10 сушили доски для полов,толщиной 10 см. Затем, в определённый день, собирались,женщины готовили еду,самогонка была наварена заранее и за 2 дня дом был готов и никто не требовал оплаты

                                        • albatros1947 22.01 в 14:01 #
                                          1

                                          В г.Феодосия,работая в порту,став на очередь через 10 лет я получил бесплатно 3-х комнатную квартиру,сестра в Ялте 2=х комнатную раньше. В КПСС не состояли

                                          • Ирина Прокопюк 22.01 в 14:51 #
                                            1

                                            По-разному бывало. Мой папа - депутат облсовета, главный врач области, - да, нам сразу в 1964 дали 2 комнаты в коммуналке. Там мы и прожили 16 лет. Дом хороший, но коммуналка...

                                            • Mitridat 22.01 в 15:30 #
                                              1

                                              Комуналка... как много в этом слове. Заходишь в общий туалет после того как там сосед гадил и курил беломор и думаешь о прочном союзе рабочих и служащих СССР и о том как скорей оттуда выбежать.

                                              • brainbird 22.01 в 15:56 #
                                                -1

                                                Мне посчастливилось пожить в коммунальной сталинской квартире. 40 м2 кухня, метров 30 коридор, 3 газовые плиты и один телефонный аппарат. Как здорово было кататься по квартире на велосипеде днем, пока соседей не было.

                                                • Karantinsky 22.01 в 19:38 #
                                                  3

                                                  А в Феодосии в коммуналке с кухней 2х3 жить не пробовали? С сортиром точно как Митридат написал. Вот романтика.

                                            • Мышкинс 22.01 в 15:02 #
                                              0

                                              Тот, кто не ленится, старается, берет на себя ответственность, и т.д. и т.п. всегда будет востребован, всегда будет сыт и иметь все необходимое для жизни.
                                              И так было, так есть и так будет.

                                              • Игорь Руднев 22.01 в 19:07 #
                                                -1

                                                Да уж . Вижу я как этот бедолага ветеран сейчас у вас востребован. Зато бигборды с этими ветеранами очень даже востребованы и на них можно бабла много отмыть

                                                "Пенсионер П.П.Павленко к 90-летнему юбилею получил поздравление от Президента Российской Федерации В.В.Путина. Круглую дату Петр Петрович решил отметить дома, в кругу семьи, сына и невестки. Пятого сентября во время праздничного застолья им на голову упал большой кусок штукатурки. К счастью, обошлось без серьезных травм. Но до настоящего момента Петр Петрович не может добиться ремонта обрушившегося потолка. Все инстанции, куда обращался пенсионер, отвечают отписками, в том числе, аппарат Совета министров Крыма. Из Симферополя Петр Петрович получил сообщение, что его обращение получили и направили в администрацию Феодосии.

                                                Дом, в котором проживает Петр Петрович, находится в селе Солнечное, на Центральной улице. Это восьмиквартирный двухэтажный дом 1966 года постройки. П.П. Павленко десять лет безуспешно добивается ремонта текущей кровли дома. Дом находится на балансе «ЖЭК №4» и не считается аварийным, ремонт крыши запланирован только на 2023 год.
                                                Наступила холодная дождливая погода. Крыша дома 1 по Центральной улице села Солнечное по-прежнему протекает, это представляет угрозу здоровью и может повлечь травмы жителей верхних этажей"

                                              • albatros1947 22.01 в 16:07 #
                                                3

                                                Почему молодёжь,не жившая в СССР,пишет всякие ужастики и небылицы про жизнь людей в то время.Даже кто-то однажды,не знаю по какой причине, написал,что в СССР с 7-го по 10 -й класс в школах было платное образование и за обучение в техникумах и институтах студенты платили,хотя это враньё. Образование было бесплатным, а студентам платили стипендии. Может быть поэтому был прогресс в науке,что считая на счётах, первыми полетели в космос и излечили многие болезни

                                                • Mitridat 22.01 в 16:51 #
                                                  1

                                                  Мне тоже нравится что акцент был на науке, а мракобесие ограничивалось историей КПСС и научным коммунизмом, что не было такой уж большой проблемой для студентов. И на стипендию очень бедно, но можно было прожить.

                                                  • Karantinsky 23.01 в 13:47 #
                                                    1

                                                    Справедливости ради следует отметить, что считали не на счетах, а на логарифмических линейках и "Феликсах". Отделы расчетчиков целые содержали. А с конца 50-х годов, для некоторых задач, уже использовались ЭВМ. Причем собственной разработки. Это уже в 70-х начали копировать IBM 360/370. Мне еще в молодости удалось немного поработать на полностью отечественной БЭСМ-6 - легендарной ЭВМ долгожителе.

                                                    • a_babich 23.01 в 14:14 #
                                                      1

                                                      Мне еще в молодости удалось немного поработать на полностью отечественной БЭСМ-6 - легендарной ЭВМ долгожителе.


                                                      Нам с Ирой Прокопенко тоже удалось поработать на этой транзисторноной ЭВМ :) (40 тысяч транзисторов!)
                                                      Но в разных местах. Она - в Москве. Я - в Киеве.

                                                      • Mitridat 23.01 в 16:27 #
                                                        1

                                                        У меня был опыт только на ЕС. Но почему Вы решили что БЭСМ-6 была полностью отечественная? Доработанные идеи западных компьютеров конца 50-х начала 60-х.

                                                        • Karantinsky 23.01 в 20:23 #
                                                          1

                                                          Идеи у всех общие. Двигатели внутреннего сгорания или ракетные двигатели строятся на одних и тех же идеях и в СССР, и в Германии. Правда, получаются разные результаты. ДВС лучше у немцев, а ракетные - у нас. Потому что техника должна быть логичной, создаваться в соответствии с физическими законами, законами математики и в соответствии с уровнем развития технологий и материалов в данный момент. Архитектура фон Неймана стала де-факто стандартом уже в то время для универсальных вычислительных машин. А вот конструкция, схемотехника, элементная база и даже система команд были уникальны. Это для ЕС ЭВМ потому уже начали клонировать американские чипы целыми сериями. Да, по прикладному программному обеспечению были требования к совместимости с западными разработками. Я предполагаю, что там несколько раньше начали и успели много чего наработать. Было желание использовать. Да, по современным меркам воровство, но мир тогда был несколько иной. Они воровали наши секреты, мы - ихние. Да и законы по защите интеллектуальной собственности в части программного обеспечения появились значительно позже. Впрочем, отвлеклись от темы. Хотя с большим интересом бы подобные темы обсуждал, а не то, где в очередной раз дерьмо протекло.

                                                    • a_babich 23.01 в 11:48 #
                                                      1

                                                      1)жил в детстве в коммуналке (три семьи), дореволюционный дом, коридор длинный (но велосипеда не было чтобы кататься), запах в туалете помню (кажется сосед-пролетарий там действительно курил "Беломор")
                                                      2)про крестьян-крепостных мне кажется сильным преувеличением : мама родилась в селе на юго-западе Украины еще до войны, ее братья уехали и жили в Киеве (и сама она тоже уехала) , на Дальнем востоке СССР etc, да и странно было бы, ведь приток из села в города был большим, иначе откуда бы рост промышленности мог взяться
                                                      3)про строительство дома в селе помню и видел (это называется "толока", то есть что-то вроде субботника сельского), собирался народ...помню тёте , маминой сестре за два выходных построили дом.. я был ребенком...хорошо помню... меня на лето засылали в селуху

                                                      • prezident 23.01 в 16:15 #
                                                        2

                                                        По разному бывало. Один мой знакомый рассказывал, что получил квартиру через 2 года работы (ему было 23 года). Жена кому надо дала. И он даже не ревновал её. А смысл ревновать?

                                                        • мистраль 23.01 в 19:38 #
                                                          -1

                                                          А вам сколько было? Мужу 23-понятно, а вам?

                                                          Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.