X

Феодосия: годовщина исхода Белой армии из Крыма

08:05 15.11
В память об покинувших Феодосию три года назад установлен памятный знак.
Феодосия: годовщина исхода Белой армии из Крыма

фото из архива "Кафы"

11 ноября 1920 года генерал Петр Врангель, последний правитель Белого Юга России, отдает приказ об эвакуации "всех, кто разделял с армией ее крестный путь, семей военнослужащих, чинов гражданского ведомства, с их семьями, и отдельных лиц, которым могла бы грозить опасность в случае прихода врага". Погрузка на корабли в Феодосии началась 12 ноября. Для частей 2-й Кубанской казачьей дивизии были приготовлены суда «Дон» и «Владимир», а для казенных учреждений и раненых — пароходы «Аскольд», Петр Регир» и «Корнилов». 
Вечером 14 ноября в Константинополь отправились загруженные до отказа пароходы «Петр Регир», «Корнилов» и «Аскольд» с баржей на буксире, а ранним утром следующего дня вышли в море перегруженные в 2-3 раза сверх нормы крупные транспорты. Всего Феодосию покинуло тогда около 30 тысяч человек. Но многие успели уехать раньше.

В память об покинувших Феодосию  три года назад установлен памятный знак. С инициативой установки в Феодосии памятника Русскому Исходу выступили благотворительный фонд «Наследие» совместно с Союзом историко-просветительских обществ «Наследие Империи». Памятный знак работы известного русского скульптора В.М. Клыкова воссоздан сыном А.В. Клыковым по эскизам знаменитого художника  У памятника иногда появляются цветы. Сам сквер, как легко видеть в заброшенном состоянии, но кто-то там высаживал деревца, может и приживутся, если не забывать поливать.


Как это было? Феодосия, как и другие города Крыма, тоже вписала свою страницу в трагическую страницу эвакуации белых войск из прибрежных городов в Константинополь.

Последний оплот
К 1920 году Красная армия практически полностью вытеснила войска Белой гвардии с территории страны. Одним из последних мест сосредоточения белых сил стал Крым. В течение лета и осени этого года белым удалось провести ряд удачных операций на территории Причерноморья, но силы были слишком неравными. 
28 октября началось массированное наступление Красной армии, ставшее концом для белых сил в Крыму. Начав движение от Никополя и Каховки, красноармейцы отбросили войска противника в Крым.
12 ноября войскам под командованием Михаила Фрунзе удалось взять перекопские позиции, после чего войскам белых было приказано отходить к морю для эвакуации.

План эвакуации
4 апреля 1920 года главнокомандующий вооруженными силами Юга России генерал Петр Врангель приказал командующему флота в обстановке полной секретности подготовить все для перевозки из крымских портов 60 тыс. человек в Константинополь (из Феодосии – 15 тыс.) в случае военных неудач. 
Вскоре, в связи с переброской сил на Ак-Монайские позиции, лимит для города увеличили до 25 тыс. человек. Их должны были вывезти на транспортах и пароходах «Херсон», «Николай II», «Маргарита», «Екатеринодар», «Поти», «Корнилов», «Моряк», «Шилка», «Мечта», «Буг», «Дооб» и одном из пароходов Российского общества пароходства и торговли. Всего на эскадру требовалось 95 тыс. пудов угля.
Секретным распоряжением от 9 мая число эвакуируемых из Феодосии, в связи с ростом числа военнослужащих, достигло уже 40 тыс. человек. Через пять дней командующий флота поднял это число до 50 тыс., попутно отметив, что эвакуация должна будет занять четыре-пять дней. В число эскадры были включены транспорты «Трувор» и «Витим», а также четыре малые шхуны.
Число эвакуируемых еще несколько раз изменялось, пока 25 октября не было принято окончательное решение – 13 тыс. солдат из Феодосии и всего из разных портов полуострова 72 тыс.
К 26 октября для эвакуации были сосредоточены «Дон», «Екатеринодар», пароходы «Владимир», «Корнилов», «Харакс», «Петр Регир», американский транспорт «Фараби», итальянский пароход «Марк Аврелий». К Феодосии направлялись «Румянцев» и «Феникс». Этого количества судов вполне хватило бы для вывоза почти всех войск и беженцев. Но уже на следующий день появились тревожные новости – окончательное расписание по городу стало таким: транспорт «Дон», пароходы «Владимир», «Корнилов», «Аскольд», «Петр Регир». 

11 ноября. До 10 ноября старшим морским начальником города был командир транспорта «Дон», капитан первого ранга С. Зеленый. Он должен был заниматься подготовкой к переходу кораблей из Феодосии в Константинополь (около пятисот морских миль)
Подготовить корабли, и сделать запасы воды, еды и топлива удалось не полностью. С утра этого дня морским начальником Феодосии была назначен капитан первого ранга Иван Константинович Федяевский, некогда командовавший знаменитой канонерской лодкой «Кореец», сражавшийся в последнем бою не менее знаменитого крейсера «Варяг».

12 ноября. В полдень началась погрузка раненых, семей офицеров, тыловых канцелярий, интендантства и беженцев. 
В 16:30 в город вошли части Кубанского корпуса во главе с генерал-лейтенантом Михаилом Архиповчием Фостиковым, который был назначен Врангелем управляющим городом. Он сразу же приказал военным и беженцам, уже поднявшимся на борт, сойти. Сошедшие расположились лагерем прямо у пристани.
Ночью город был обстрелян американским миноносцем, который принял пожар на артиллерийском складе за ночную атаку Красной Армии.

13 ноября. Утром Фостиков приказал сначала грузить на корабли имущество, а только потом войска.
Во время погрузки набережная быстро заполнилась беженцами. Толпа запаниковала, так как стало понятно, что два парохода не смогут вывезти всех желающих. Охрана из юнкеров и офицеров с трудом сдерживала людей. «Генерал Корнилов» и «Аскольд» были поставлены на рейд.
Больше кораблей для беженцев не было, и Фостиков и Федяевский приняли решение направить оставшихся людей в Керчь.
Транспорты для строевых частей «Дон» и «Владимир» также были уведены на рейд для безопасности. Солдаты на них доставлялись катерами и шлюпками. Вечером в Константинополь отправились три парохода: «Петр Регир», «Аскольд» и «Генерал Корнилов».

14 ноября. В шесть утра в Турцию направились «Дон» и «Владимир» с войсками, ведущие на буксире катер «Доброволец» и канонерскую лодку «Кавказ». Вскоре они встретились с кораблями из других портов Крыма и продолжали путь одной эскадрой.
В Феодосии осталось около 5 тыс. беженцев, тысячи военнослужащих (только солдат Кубанского корпуса было 4,5 тыс.), которым Фостиков приказал идти в Керчь и грузиться там.
Первая Кубанская казачья дивизия и Терско-Астраханская бригада во главе с генерал-майором Константином Агоевым, смогли дойти до Керчи и там сесть на корабли.

15 ноября. До Врангеля дошла информация об оставленных в городе людях, но помочь им он уже ничем не мог. В Феодосии остались тысячи солдат из разрозненных частей,  в основном тыловых и запасных, также госпитали с ранеными.
По воспоминаниям Врангеля, «на 126 судах вывезено было 145 693 человека, не считая судовых команд. За исключением погибшего от шторма эскадренного миноносца «Живой», все суда благополучно пришли в Царьград».

16 ноября. Утром в город вошли части Девятой стрелковой дивизии Красной Армии во главе с Николаем Куйбышевым, которая сразу же «взяла в плен» 12 тыс. человек. Был сформирован Военно-революционный комитет Феодосийского уезда, который разместился в гостинице «Астория». Уже ночью начались первые расстрелы. Но это уже другая страница истории Феодосии…

При подготовке статьи использовались материалы «Независимого военного обозрения», сборника «Флот в белой борьбе», мемуары П. Врангеля

 

Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.

Рейтинг новости:
- -0.51 +
Комментарии (1):
  • turel 15.11 в 10:45 #
    0

    Ну, не забывают историю - уже хорошо!
    Там у памятника всегда валяется пара котов, памятник под охраной.

    Эта новость опубликована больше недели назад. Комментарии отключены.