В 1914 году под руководством вице-адмирала М.В. Бубнова между Двуякорной бухтой и Коктебельским заливом была основана Феодосийская Минная Пристрелочная Станция, которая в будущем станет именоваться заводом «Гидроприбор» и вырастет до одного из лучших предприятий СССР в сфере морского подводного оружия.
Место строительства было выбрано неслучайно. Ещё в 1911 году на Азово-Черноморское побережье прибыли представители Главного Управления Кораблестроения морского Министерства и АО «Лесснер-1» для поиска подходящей акватории под будущую станцию. В списке возможных мест фигурировали Новороссийск, Севастополь и Казантип, однако благоприятный подводный рельеф и круглогодичные погодные условия определили конечное решение, и ведомствами был сделан окончательный выбор в пользу мыса Киик-Атлама в урочище «Энжибель».
Уже через 5 месяцев станция включилась в активную работу по пристрелке мин. С этого момента началась череда испытаний и проверок на прочность. Предприятие не сломили ни Первая мировая война, ни Гражданская, ни оккупация во время Великой Отечественной Войны. Более того, сразу после освобождения территории от немецко-фашистских захватчиков в 1944 году многие здания завода и посёлка представляли собой руины, которые уже к марту 1948 года полностью восстановили и запустили производство.
С 1949 по 1989-й завод продолжал непрерывно развиваться. Гонка вооружений и холодная война стали своеобразным катализатором для освоения новых образцов торпед и технологий.
Поистине градообразующее предприятие расширялось, а вместе с ним и посёлок. Как отмечает главный исследователь истории завода Ольховатский О.Н. в своей книге «Черноморская история завода «Гидроприбор». Том 2», благоустройство посёлка им. Орджоникидзе было неразрывно связано с инициативами директора завода Балабайченко Н.А., который способствовал улучшению быта рабочих и их семей. Так, например, увеличивается жилфонд, квартиры оборудуются всеми коммунальными удобствами, безостановочно строятся культурно-бытовые учреждения, среди которых и «Дом культуры имени XXII съезда КПСС».
Немаловажным являлся и процесс смены поколений. На заводе трудились специалисты высшего класса с огромным опытом. Ветераны передавали свои знания, умения и навыки молодёжи, которая после школы, приходя в стены цеха, получала специальность и оставалась жить в родном посёлке.
После распада СССР для заводчан, а значит и для самого Орджоникидзе наступили тяжёлые времена. Большая часть заказчиков остались в России, поэтому возникли проблемы с выплатами зарплат, сократился штат сотрудников. А от украинских властей никакой инициативы долгое время не поступало.
С постепенным угасанием производства и накоплением миллионных долгов 75% акций продают днепропетровской компании «Альминский камень», владельцы которой обязались в пятилетний срок построить стоянку яхт с гостиничной и развлекательной инфраструктурой. Проект так и не был реализован ввиду судебных споров и ряда земельных вопросов. Более того, «собственник» планомерно растащил оборудование, сдав на металл всё, что только можно.
После 2014 года появилась надежда на возрождение предприятия. Однако многочисленные обращения оставшихся работников завода министру обороны Шойгу С.К., главе республики Крыма Аксёнову С.В., а также Президенту РФ Путину В.В. так и не были услышаны.
Кому было выгодно остановить возобновление деятельности завода - неизвестно. Зато в 2015 году в Ялте фонд специальных гуманитарных проектов «Новый Крым» представил ТЭО переоборудования зоны завода под яхтенную марину. Иронично, что спустя 8 лет инвесторы хотели пойти по пути украинских олигархов, но процесс затянулся и уже нарушил все сроки реализации. Остановку проекта подтвердили и официальные представители фонда. Как сообщил газете «Кафа» один из публичных лиц организации Андрей Аркадьевич, бухта отдана другому владельцу и о её судьбе им ничего не известно.
Туманное будущее с сомнительной перспективой не только абсурдное, но и пугающее. Неужели руководящие люди, говоря о значимости исторического наследия и беспрерывного развития нашей родины, готовы уничтожить кузницу героев социалистического труда с более чем 100-летней историей и немалым производственным потенциалом ради яхтенной марины, отельного комплекса и парочки ларьков с сувенирами? Хочется верить, что они не забыли хотя было виде разрешённого использования на территории завода, поскольку «Производственная деятельность» и «Туристическое обслуживание» – совсем разные сферы.
Проблема носит не только исторический, но и демографический характер. К 1990 году население посёлка Орджоникидзе составляло порядка 5000 человек. В 2014 году этот показатель снизился в 2 раза. Очевидно, что из-за отсутствия постоянной занятости молодёжь и взрослое население просто вынуждены ехать в другие города на заработки, а летом сдавать жильё туристам либо заниматься торгашеством. Приоритеты изменились, поэтому неудивительным кажется и стремление сделать из прежнего предприятия оборонно-промышленного комплекса очередную точку сбыта человеческих ресурсов в сфере продаж.
Как бы прискорбно ни звучало, но после распада Советского Союза уже успели вырастить одно поколение барменов, официантов, уборщиц и продавцов, а теперь тянут руки к молодёжи. Так и продолжат смешивать потомков специалистов в сфере морского подводного оружия с массой менеджеров и бизнес-тренеров, пока не активизируется общество или заинтересованные высшие чиновники.
Никита Ласкавый
Подписывайтесь на Кафу в Facebook, страницу ВКонтакте, блог в Twitter и группу в Одноклассниках. А также в «Яндекс.Дзене» и на канал Youtube.
"НИКОГДА НЕ ПОСЕЩАЙТЕ это место в КРЫМУ !" :)
https://youtu.be/kZMBGRRTD-0
Этот разворованный советский завод никому не нужен кроме жадных барыг и эффективного, вороватого менеджмента, у которых мозгов хватает только на гостинично-развлекательные проекты.
Автор Никита Ласкавый - это тот, что студент краснодарского журфака?